29.12.2009 00:10
Культура

Солист группы Lumen: Отсутствие мысли - беда иных рок-групп

Группа Lumen поет про нашу жизнь
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №252 (5076)
Читать на сайте RG.RU

При подведении итогов года в современной рок-музыке одни из главных лидеров - группа Lumen.

Их считает своими продолжателями бескомпромиссный Юрий Шевчук. Они абсолютно не похожи на рок-звезд, даже выступают на сцене в повседневной одежде. А вокалист Рустэм (Тэм) Булатов - высокий, длинноволосый и худой, больше смахивает на обычного "трудного парня" с улицы. Только немного чаще, чем сверстники, задумывающегося о том, что творится в его собственной душе и происходит в жизни рядом: в стране или на соседней улице.

РГ: В одной из телепрограмм вас уже сравнивали по дерзости слога с Владимиром Маяковским. Только уже нынешнего, ХХI века. Не перехваливают?!

Булатов: Думаю, это оттого, что название Lumen происходит от латинского "светить". А у Маяковского как раз есть строчки: "светить всегда, светить везде..." Очень люблю этого поэта: за непростой слог, за интересные образы. И безусловно, за его в хорошем смысле плакатность. Ты можешь лепить какие-то образы, выстраивать емкие метафоры, но в конце концов скажи - что все-таки имеешь в виду! Отсутствие мысли - беда иных рок-групп. А у Маяковского это всегда получалось очень четко: он вбивал мысли, будто гвозди.

РГ: Кажется, что Lumen - редкая команда, которая вначале пишет стихи, а потом уже сочиняет на них музыку.

Булатов: Мы часто обмениваемся с ребятами черновиками: строчками и идеями. Поэтому слова и музыка сочиняются почти независимо друг от друга. Жаль, что сам я пока не играю ни на одном инструменте. Но теперь по видео-школам осваиваю фортепиано. Хочу продолжить музыкальное развитие: иногда чувствую, что аранжировку можно сделать иначе, но объяснить это ребятам пока не получается. Злюсь на себя и оттого учусь еще более старательно.

РГ: Сегодня вы считаетесь одной из лучших групп социального рока, продолжателями традиций 80-х. Именно к такой репутации и стремились?

Булатов: Мы росли постепенно, хотя всегда предпочитали петь о проблемах. Хотелось убежать из дома и скитаться по свету - вот, пожалуйста, и песня об этом... При взрослении векторы, конечно, поменялись. И то, что раньше считалось проблемами, теперь вызывает улыбку. Хотя по-прежнему поем о том, что нам особенно мешает жить. В первую очередь то, что в нашем обществе каждый - сам по себе, при этом инертен. Очень смущает потребительский дух, тотальный нигилизм, рвачество, желание идти по головам.

Считаем ли мы, что до людей можно достучаться, в нашем случае докричаться до других?! Конечно! Кстати, сейчас появляется все больше музыкантов, поэтов, режиссеров, которые думают так же. И уж вместе, я надеюсь, мы сможем что-то сделать.

РГ: Кажется, что в ваших песнях - "Пока ты спал", "Сид и Нэнси", "Буря", "Гореть" и других ничего не придумано. Вы часто пишете песни о своих знакомых, "с натуры"?

Булатов: Нам очень хоте:лось, чтобы диск "Мир" был как кулачище - цельный и мощный. Как, например, Nevermind у Nirvana. Мы стремились к тому, чтобы в нем не было ни одной плохой песни и каждая дополняла предыдущую. И конечно, почти все песни у Lumen про реальную жизнь. Например, "Сид и Нэнси" - о середине 90-х: я тогда учился в школе, и близкие мне по возрасту ребята тогда дружно подсаживались на наркотики. Вся эта волна неслась и на меня. Но я устоял, даже не попробовал. И мы написали эту песню - чтобы и другие ребята тоже выдержали такую волну и не поддались, уцелели...

Музыка