Вчера на совещании в МВД России из уст Рашида Нургалиева прозвучали первые заявления о механизме претворения президентского указа в жизнь. Речь идет о совершенствовании самой милицейской системы.
В частности, в указе говорится о сокращении штата милиции на 20 процентов. Если сейчас в органах внутренних дел насчитывается 1,4 миллиона "штыков", то к 2012 году уволен будет примерно каждый пятый. За счет такой оптимизации увеличится денежное довольствие. Однако Рашид Нургалиев пообещал, что эти изменения не будут носить кардинальный характер, лихорадочных кадровых перетрясок не произойдет.
Например, укреплять кадры министр намерен, как и положено, с курсантов - будущих милицейских офицеров. Отныне курсанты вузов МВД должны будут после окончания учебы отслужить в органах пять лет. Нередки были случаи, когда выпускники милицейского университета или академии, "на халяву" получив элитное образование, уходили "на гражданку" - адвокатом или юристом в коммерческую структуру. А на их место приходится набирать людей неподготовленных, причем не только профессионально, но и нравственно. Теперь всем, кто учился бесплатно, придется государственные деньги отрабатывать - служить в погонах.
Есть в президентском указе и положение о сокращении двух департаментов милицейского ведомства. Это самое больное и неблагодарное для комментаторов место. Источники в правоохранительных структурах намекнули корреспонденту "РГ", что речь может идти о департаменте обеспечения правопорядка на транспорте и департаменте обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах. Возможно, транспортную милицию передадут в ведение милиции общественной безопасности, а "режимную" сольют с вневедомственной охраной или же вообще превратят в подразделения Внутренних войск.
Указ президента России о реформировании милиции в министерстве внутренних дел стараются не комментировать. Источники "Российской газеты" объясняют это тем, что задача служивых людей - не обсуждать, а выполнять приказы и указы.
Многие положения документа, если не подавляющее большинство, давно были на слуху в министерских департаментах. Более того, в тех или иных вариантах милицейские руководители и аналитики предлагали их на обсуждение и законодателям, и премьер-министру, и главе государства. Достаточно вспомнить о предложении начальника департамента собственной безопасности МВД России Юрия Драгунцова, высказанном в одном из интервью "РГ": чтобы изменить ситуацию в милиции, надо не только резко повысить спрос с сотрудников и установить декларацию их доходов, но и "по-взрослому", как в Америке, дать им зарплату и гарантировать их соцпакет. Тогда милиционеру будет что терять и за что служить. А про необходимость ужесточения процедуры приема на службу в милицию неоднократно говорил и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Он потребовал применять не только всевозможные и достаточно жесткие тесты и проверки - в том числе на наркотики и на полиграфе - но и ввести систему личного поручительства. То есть, если принятый на службу сотрудник совершает нарушение, наказывают - вплоть до увольнения - тех, кто за него поручился.