Военные судьи будут судить террористов и экстремистов, но - в особых случаях. Соответствующий закон сегодня публикует "Российская газета".
Это не ужесточение норм. Никаких военных трибуналов или особых присутствий для рассмотрения дел против террористов и экстремистов не будет. Главная цель закона - обеспечить безопасность всех сторон на подобных процессах. Судить же обвиняемых будут по законам мирного времени. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Речь идет о следующей ситуации: если будет установлено, что в отношении судьи (и других участников процесса) есть реальная опасность для жизни и здоровья, то Генпрокурор или его заместитель будет иметь право обращаться в Верховный суд с просьбой об изменении территориальной подсудности, - разъяснил глава Верховного суда Вячеслав Лебедев.
Понятно, что на скамье подсудимых может сидеть и террорист, совершивший страшное злодеяние, и невиновный, которого подозревают спецслужбы. Такое тоже бывает. Задача суда - тщательно разобраться и выяснить истину. Но часто вокруг процесса складывается по-настоящему взрывоопасная обстановка, и рассмотреть дело беспристрастно на месте становится практически невозможно. По крайней мере есть в этом большие сомнения.
Первоначально предлагалось перенести рассмотрение дел террористов из судов общей юрисдикции в Верховный суд, таким образом изменив территориальную подсудность. Однако многие юристы сочли такую процедуру не совсем правильной. Ведь вопрос, где рассматривать дело, в этом случае решался бы в административном порядке. А здесь велик риск произвола.
- Недопустимо, чтобы председатель Верховного суда РФ или заместитель передавал без процедуры дело о подсудности в административном порядке, - разъяснил Вячеслав Лебедев. - А ходатайство о передаче дела не должно быть голословным. Оно должно быть подтверждено фактами, в чем состояла и от кого исходила угроза жизни участникам процесса.
Поэтому заявление о передаче дела людям в военных мантиях будет рассматриваться в ходе судебного заседания с соблюдением положенных процедур. Присутствие обвиняемого и адвокатов при этом - обязательное условие. У всех будет возможность обосновать свою позицию. Если не будет возможности доставить к назначенному сроку обвиняемого в Москву лично, по решению суда он может участвовать в судебном заседании по системе видеоконференц-связи.
Однако в любом случае заседание не должно быть формальностью. Верховный суд может передать, а может и не передать дело на рассмотрение военным судьям. Все зависит от доводов сторон и конкретных обстоятельств дела.
Также Вячеслав Лебедев напомнил, что в настоящее время военные суды в России де-факто и де-юре "девоенизированы". Закон вступает в силу с момента официальной публикации.
Также сегодня "Российская газета" публикует поправки в законы о судебной системе в военных судах, которые распространяют юрисдикцию военных судов на территории соответствующих регионов. Допустим, юрисдикция Балтийского флотского военного суда распространяется на территории Калининградской области. Дальневосточного окружного военного суда - на территории Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области.
Если будет решено передать дело в отношении обвиняемых в терроризме или экстремизме для рассмотрения военным судьям, то оно будет рассматриваться окружным или флотским судом по месту совершения преступления.