В системе государственных мероприятий, направленных на выполнение Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", важное место занимают вопросы безопасности в плане охраны здоровья работающего персонала и населения, проживающего и работающего в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Слово имеет руководитель Федерального медико-биологического агентства России Валентин Уйба.
Расскажите подробнее о вашем агентстве.
История агентства начинается с 1947 года, когда в Советском Союзе приступили к полномасштабной реализации атомного проекта и для его медицинского сопровождения при Минздраве СССР было создано 3-е Главное управление. Впоследствии на него возлагались и другие задачи, к примеру, санитарно-гигиеническое сопровождение пилотируемых космических полетов. Занимались специалисты управления и организацией охраны здоровья на предприятиях, где производилось химическое оружие, так что и с этой проблемой мы знакомы достаточно хорошо.
В нынешнем виде ФМБА России было создано в октябре 2004 года Указом президента РФ. В соответствии с "Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве", утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 года N206, ФМБА России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, а также функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.
Распоряжением правительства РФ утвержден перечень организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России. К ним относятся предприятия ядерно-оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной энергетики (АЭС), атомного судостроения, ракетно-космического комплекса, комплекса "Байконур", объекты по хранению и уничтожению химического оружия. Общая численность обслуживаемого контингента составляет более 6,5 млн человек, в том числе 500 тысяч детей.
Медико-санитарное обеспечение указанных образований и предприятий осуществляют 91 лечебно-профилактическое учреждение, 42 территориальных управления, 60 центров гигиены и эпидемиологии, 36 научно-исследовательских институтов, 89 главных бюро МСЭ, 7 учреждений службы крови. Научно-методическое сопровождение проводят ФГУП "НИИ гигиены, токсикологии и профпатологии" ФМБА России (г. Волгоград) и ФГУП "НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека" ФМБА России (г. Санкт-Петербург), ФГУН "Институт токсикологии" (г. Санкт-Петербург) и Токсикологический центр ФГУЗ "КБ N 123 ФМБА России" (г. Одинцово Московской области).
Какой круг задач призвано решать ФМБА России в сфере химического разоружения?
Основными задачами, которые решаются Федеральным медико-биологическим агентством в ходе медико-санитарного сопровождения работ по уничтожению химического оружия, являются следующие: медико-санитарное обеспечение эксплуатации функционирующих объектов УХО и подготовка к проведению работ на создаваемых объектах УХО; оказание медицинской помощи персоналу этих объектов; создание и поэтапное введение единой системы медицинского мониторинга в рамках ФЦП; организация и проведение обследования населения, изучение состояния окружающей среды в зонах защитных мероприятий; проведение научных исследований и подготовка врачебного и среднего медицинского персонала.
Как проводится изучение состояния здоровья населения, проживающего в зонах защитных мероприятий и персонала объектов? Какими средствами для этого располагает в регионах ФМБА России?
В местах расположения химических арсеналов при центральных районных больницах созданы поликлинические консультативно-диагностические центры для обследования граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий. В пос. Кизнер Удмуртии ПКДЦ строится. Центры оснащены современным диагностическим оборудованием. Их ввод в эксплуатацию позволяет значительно улучшить качество медицинского обследования населения,
Изучение состояния здоровья населения, проживающего в зонах защитных мероприятий, проводится силами профильных НИИ ФМБА России с участием учреждений и организаций здравоохранения регионов. Здоровье детского населения изучается специалистами Детской клинической больницы N 38 (г. Москва).
На объектах созданы заводские поликлиники, предназначенные для ежедневного медицинского контроля за здоровьем работающих, оказания медицинской помощи при заболеваниях и оказания им экстренной медицинской помощи при аварийных ситуациях.
Для лиц, закрепленных на медицинское обслуживание в лечебные учреждения ФМБА России, медицинская помощь доступна в полном объеме, включая первичную медико-санитарную помощь, квалифицированную и специализированную, в том числе и высокотехнологичную медицинскую помощь, проведение реабилитационно-восстановительного и санаторно-курортного лечения.
Начаты работы по созданию единой системы медицинского мониторинга и автоматизированного персонального учета работников объектов УХО и населения, проживающего и работающего в зонах защитных мероприятий. По состоянию на ноябрь 2009 г. система содержит сведения о 86067 гражданах, из них около 76000 жителей зон защитных мероприятий (включая 18465 детей), 11 954 сотрудника объектов по хранению и уничтожению химического оружия, 1721 сотрудник бывших производств ОВ.
Можно ли утверждать, что в состоянии здоровья населения за время работы объектов по уничтожению химического оружия негативных изменений не выявлено? О чем свидетельствует статистика?
В зонах защитных мероприятий функционирующих и строящихся объектов по уничтожению химического оружия, по данным лабораторных исследований, за все время наблюдения следов отравляющих веществ в атмосферном воздухе, почве и воде не обнаружено.
Анализ состояния здоровья представительной выборки населения, проживающего в ЗЗМ, показал, что выявленные расстройства здоровья населения связаны с возрастом, полом, неблагоприятными социально-бытовыми условиями жизни. Основными факторами окружающей среды, неблагоприятно влияющими на здоровье населения, являются загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, котельными, автотранспортом, некачественное водоснабжение, загрязнение почвы пестицидами и другими ядохимикатами, недостаточное благоустройство населенных мест. В обследуемых регионах демографическая ситуация полностью отражает состояние естественного движения населения на территории Российской Федерации.
Проводимое динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, проживающего в местах размещения объектов хранения химического оружия, не выявило статистически достоверных различий в уровне и структуре заболеваемости населения зон защитных мероприятий с аналогичными показателями здоровья населения регионов.
Во всех регионах при обследовании населения не было выявлено заболеваний, развитие которых можно связать с воздействием на организм отравляющих веществ, находящихся на объектах хранения и уничтожения химического оружия.
Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях взаимодействия ФМБА России с международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности международного содружества?
ФМБА России организует медицинское обслуживание международных инспекционных групп Организации по запрещению химического оружия на территории Российской Федерации, в том числе на инспектируемых объектах, в соответствии с процедурами, согласованными с Организацией по запрещению химического оружия.
ФМБА России предложило своих представителей для включения в состав российских делегаций для привлечения в качестве экспертов на мероприятиях, проводимых по Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия и по Конвенции о запрещении химического оружия. Также сформированы клинико-токсикологические бригады для участия в оказании медицинской помощи пострадавшим при поражении химическим оружием за пределами Российской Федерации (по просьбе ОЗХО).
Будет ли ФМБА России участвовать в процессе конверсии объектов УХО?
Несомненно, ФМБА России будет участвовать в процессе конверсии объектов УХО, в том числе в осуществлении медико-санитарного обеспечения персонала объектов, проведении санитарно-эпиде миологической экспертизы, организации и осуществлении государственного санитарно-эпидемического надзора за проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию конверсионных объектов.