Константин Цицин,
гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ:
- Принятые в последние дни поправки в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ.." (N 316-ФЗ) и в статью 89 Жилищного кодекса, которые касаются переселения граждан из аварийного жилья, вызвали противоречивые комментарии, порой не соответствующие действительности.
Хотел бы вернуться к этому вопросу и внести ясность для жителей наших городов, поселков и других населенных пунктов, которые уже устали ждать капитального ремонта своих разваливающихся жилищ и переезда в новые благоустроенные квартиры. Что греха таить, до последнего времени средств для выполнения государством своих обязанностей по обеспечению гражданам комфортных условий проживания сильно не хватало. И вот деньги нашлись: государство выделило на капитальный ремонт многоквартирных домов и расселение аварийного жилья беспрецедентно много - 240 миллиардов рублей. В короткий срок, всего за два года, удалось улучшить жизнь миллионов граждан, переселить десятки тысяч человек из аварийных домов. На региональные органы власти и строительные организации легла большая нагрузка. Большинство регионов с ней справляется, однако там, где строительная база изначально была слаба, жителям приходится, скрепя сердце, ждать, ждать, ждать.
Именно поэтому правительство решило, что, кроме необходимости развития строительного комплекса, в таких регионах следует расширить географическую возможность для региональных и местных властей в решении вопроса ликвидации аварийного жилья. Благодаря вступившему в силу N 316-ФЗ теперь можно переселять людей из аварийного жилья не только в границах населенного пункта, но и предоставить им право переехать в другой населенный пункт в пределах своего субъекта Федерации. Но это возможно только в том случае, если человек не против переехать. Если же он не хочет уезжать из привычной местности, насильно его заставить нельзя.
Хотел бы точно процитировать эту норму: "В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение". Обращаю внимание: с письменного согласия. Вообще следует помнить, что любое насилие над законопослушным человеком в нашей стране является преступлением.
Вот одно из мнений переехавшей семьи. "Наш барак признали негодным к проживанию 15 лет назад. Очередь на расселение почти не двигалась, - рассказывает жительница поселка Середейский Калужской области Елена Давыдова. - Мы что-то регулярно подклеивали, замазывали. Но разве замажешь щели размером с кулак? Топили дровами. Думала, так и будем мучиться в бараке, пока он не рухнет. И вдруг весной 2009-го нам дали квартиру! В новом коттедже на двух хозяев, со всеми удобствами. У нас целый микрорайон построили на деньги Фонда ЖКХ. Вот спасибо так спасибо! Уж и не чаяли..."
Похожие эмоции испытывают 36 семей магаданцев, в канун Нового года получившие ключи от квартир в новом доме по ул. Билибина. Соседями станут обитатели семи аварийных домов. Среди них есть и многодетные семьи. Они особенно рады: им достались необычные двухуровневые квартиры.
Конечно, если искать в каждом шаге властей только плохое и действовать по принципу "чем хуже - тем лучше", можно на какой-то момент заработать у определенной категории граждан дешевую популярность (еще баснописец Крылов говаривал про то, как "лают на слона"), но лучше все же употребить свои возможности, в том числе и "глагол" для исполнения действующего законодательства, заставить его работать на людей. Не надо пугать проживших 30-40 лет без горячей воды, тепла, удобств - их уже ничем не запугаешь, а надо делать дело.