30.12.2009 00:17
Культура

Открылась выставка "Константин Коровин - художник Большого театра"

В Новом Манеже открылась выставка Константина Коровина
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №253 (5077)
Читать на сайте RG.RU

В Георгиевском переулке всего на две недели, до 17 января, открылась выставка "Константин Коровин - художник Большого театра", подготовленная Музеем Большого театра в содружестве со Школой-студией МХТ, при участии музея им. А.А. Бахрушина, музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Русский "француз", равно воспринявший уроки Саврасова и Поленова и импрессионистов, Константин Коровин почти четверть века отдал Большому театру. Современники отнеслись к этому без снисхождения. Как написал когда-то о Коровине редактор журнала "Аполлон" Сергей Маковский, "если первенство виртуоза кисти и осталось за ним, то все же вдохновенность его растрачена на бесчисленные театральные постановки". И впрямь, в щедрости "растраты" Константину Алексеевичу не откажешь: за 24 года - с 1900 по 1924-й - он оформил свыше 50 (!) опер и балетов. Среди них - "Руслан и Людмила", "Садко", "Русалка", "Князь Игорь", "Хованщина", "Евгений Онегин", "Щелкунчик", "Саламбо", "Лебединое озеро" и многие другие. Получается - по две постановки за год.

Но дело не только в фантастическом объеме работы - даже если учитывать, что, конечно, с ним трудились и помощники, и ученики. "Растрата" вдохновения Коровина оказалась решающей для перемены участи художника в музыкальном театре. До Коровина и Головина художник участвовал лишь в создании декораций. Коровин превратил его в соавтора спектакля. Того, кто вместе с режиссером отвечает за создание общего эмоционального настроя. Благодаря ему впервые в Большом появляется должность главного художника спектакля. В программах он значился как автор эскизов, а исполнители каждой декорации прописывались особо. Иначе говоря, с приходом Коровина декорационная мастерская из цеха превратилась в художественную лабораторию, открытую эксперименту, веянию нового.

Невиданное до того дело - художник начинает работать вместе с хореографом. В содружестве с балетмейстером Александром Горским Коровин приходит к отказу от традиционного балетного костюма (корсеты, пачки), заменяя его свободной туникой.

Эти костюмы, казавшиеся неслыханно дерзкими современникам, сегодня можно увидеть на выставке в Новом Манеже. Как и подлинные эскизы из мастерской Коровина. Как и декорации к знаменитым операм и балетам начала ХХ века. Более того. Студенты школы-студии МХТ создали макеты декораций и бумажные "наколки" по эскизам художника. К выставке выпущен каталог, в который включены старинные фотографии артистов, снятых в театральных костюмах, спроектированных Коровиным.

Три года работы Музея Большого театра над этим проектом открывают восхитительно богатый театральный и художественный мир, предварявший рождение Серебряного века, "Русских сезонов" Дягилева и... ХХ век.

Арт