Вчера премьер-министр Владимир Путин собрал журналистов во Владивостоке, чтобы рассказать им о минувшем и будущем.
Но начал свой день премьер с открытия первого автомобильного завода на Дальнем Востоке Sollers. Завод даст региону такие автомобили, как корейские внедорожники SsangYong, японские коммерческие грузовики Isuzu, машины "скорой помощи" и маршрутки под маркой FIAT Ducato. В производственном цеху выстроились новенькие модели дальневосточных машин, и Владимир Путин бросил взгляд на машину SsangYong. На ней, как пояснил оказавшийся рядом вице-премьер Игорь Сечин, методом аэрографики нанесли вид Владивостока. Цветущий город со стройными рядами благоустроенных домов, ярким солнцем и лазурным морем мало напоминал дальневосточную столицу, скорее Майами. Но согласились на Владивостоке. "Только без моста", - извинился Сечин, имея в виду, что город оказался разорванным с островом Русский, где пройдет саммит АТЭС 2012 года.
А вот на УАЗ-Patriot премьер с удовольствием прокатился - прямо в цеху и несколько метров. Sollers собирается еще собирать спецверсии внедорожников УАЗ. Один из автомобилей уже попросил для себя итальянский премьер Сильвио Берлускони - со скидкой как потребителю. Владимир Путин хотел было вообще подарить римскому другу машину, однако прагматичный руководитель завода Вадим Швецов согласился лишь на 10-процентную скидку. Он предложил ввести льготные тарифы на перевозку автомобилей с Дальнего Востока в европейскую часть России. То есть по аналогии с теми тарифами, которые действуют в отношении продукции АвтоВАЗа и других заводов западной части страны, их машины льготно доставляются на Дальний Восток по железным дорогам.
Другим инструментом стимулирования дальневосточной деятельности должен стать запуск ВСТО, который случился днем ранее. Ведь, по словам премьера, в Азиатско-Тихоокеанском регионе российские энергоресурсы занимают лишь 5-6 процентов, тогда как арабские страны охватывают почти 70 процентов. "Нам еще работать и работать", - считает глава правительства.
Когда речь идет о нефтепроводах, в какой бы части России они ни находились, автоматически затрагивается вопрос транзита через Украину. Тем более что перед Новым годом тема поставок энергоресурсов в Европу стала уже традиционной. Путин заверил, что контракты на поставку нефти в Европу через Украину будут выполнены. Он отметил, что Россия именно поэтому диверсифицирует поставки, чтобы избежать транзитных рисков.
Не смог обойти вниманием Владимир Путин и международные отношения. Когда подпишут СНВ-1 и нужен ли он вообще, спросили представители СМИ. Наличие определенных правил по ограничению вооружений одинаково понимаемых, проверяемых, транспарентных, лучше, чем отсутствие, справедливо убежден Путин.
- Наши американские партнеры строят систему ПРО. Проблемы ПРО и наступательных вооружений тесно связаны между собой, - говорил Путин. - Баланс сил удерживал мир во время "холодной войны". Если он нарушится, возникнет опасность, что, создав над собой зонтик, наши партнеры могут почувствовать себя в полной безопасности. Нарушится этот баланс, и тогда будут делать чего хотят, и агрессивность сразу возрастет и в реальной политике, и в экономике, кстати говоря.
Другим актуальным вопросом международной повестки для Белого дома стал взрыв памятника героям Великой Отечественной войны в Кутаиси. Путин уверен, что этот поступок - преступление, совершенное по политическим мотивам. "Воссоздание памятника в Москве - это еще один удар по носу властям Грузии, и, конечно, они будут оказывать на автора давление, чтобы он не соглашался участвовать в восстановлении", - сказал Путин.
Разумеется, журналисты поинтересовались у Владимира Путина итогами уходящего года. Для премьера, да и для всей страны 2009 год стал "основным годом кризиса". Спасение банковской системы, недопущение массового роста безработицы, вывод из ступора кредитного рынка страны - именно это, по мнению Путина, является основной заслугой кабинета министров. Но останавливаться на достигнутом кабинет министров не собирается, и банковскую систему в ближайшее время ждут некоторые преобразования. Речь идет о сокращении количества банков из-за их недокапитализации. Несмотря на формальную суровость формулировок, премьер заверил, что укрупнение банков в России пройдет безболезненно и для банкиров, и для населения.
В свою очередь, корреспондент "РГ" спросил у премьера о тех промахах в экономической политике, которые были допущены в уже практически минувшее десятилетие, заметив при этом, что об успехах ее достаточно много сказано и написано.
- Мы не могли или не хотели проводить более жесткую экономическую политику, связанную с необходимостью еще больше экономить имевшиеся у нас ресурсы и направлять их на диверсификацию экономики. Слишком много тратили, - рассказывал глава правительства. Кстати, Путин пообещал, что власти будут постепенно переходить к плавающему курсу рубля, и усилия в этом плане напрямую зависят от развития национальной экономики.
Владимир Путин сделал, казалось бы, парадоксальное заявление: сегодня продавать сырую нефть экономически выгоднее, чем нефтепродукты. "Вот нефтепродукты нужно еще произвести, затратить силы, электроэнергетику, транспорт, а сырая нефть все равно дороже. Вот такие искаженные реалии сегодняшней экономики", - заявил Путин, заметив, что создание НПЗ на Дальнем Востоке надо еще просчитать с точки зрения экономической целесообразности.
Как бы то ни было, но с прагматичной позиции, убежден Путин, госрасходы на социалку были слишком огромны, надо было перенаправлять средства на модернизацию экономики. "Но с социальной точки зрения мы поступали правильно, имея в виду, что наши граждане в 1990-х годах столкнулись с серьезными испытаниями, связанными с утратой денежных средств, развалом социальной системы. И нужно было людям хоть что-то вернуть, поднять доверие к власти, потому что только на основе этого доверия можно проводить какие-то преобразования", - считает Путин.
Другим достижением уходящего десятилетия премьер считает и то, что наконец удалось консолидировать властную вертикаль и общество в целом. "Мы добились консолидированной ответственности и прагматичной работы", - заявил Путин, напомнив о тех временах, когда "все другу друга обвиняли во всех смертных грехах: правительство - президента, губернаторы - правительство, и так далее".
Между тем, не возражая против сформированной системы ручного управления (журналисты и об этом спросили), премьер заметил, что не считает ошибкой посещения Пикалёва и других "горячих точек" страны. "Люди ждут от нас оперативной и своевременной поддержки", - сказал Путин. Поэтому премьер считает опасения, что теперь в каждом городе, где неважно складывается экономическая ситуация, будут требовать приезда высоких чиновников, не имеют право на существование. "Правильно, что люди требуют власти. Для этого и существует она, чтобы отвечать на требования", - сказал Путин.
Другим любопытным признанием премьера под конец года стало то, что Путин не слишком близко принимает к сердцу многое из происходящего.
- Я привык функционировать технологически. Без лишних эмоций, - пояснил глава правительства.