31.12.2009 00:30
Общество

Владимир Толстой: Стол, который ломится, - это по-русски

Нужен ли нам культ новогодней еды?
Текст:  Елена Новоселова Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №255 (5079)
Читать на сайте RG.RU
За

Владимир Толстой, директор музея-усадьбы "Ясная поляна":

- Стол, который ломится, - это по-русски. В этом я вижу и отражение драматической истории нашего государства, когда вдоволь удавалось поесть далеко не всем и далеко не всегда. Отсюда и желание продемонстрировать изобилие в праздник, и даже самоутвердиться: посмотрите, семья благополучна и может себе позволить. Но главная особенность русского национального характера - гостеприимство: авось кто-то забредет на огонек! Поэтому на столе должно быть больше, чем могут съесть присутствующие. Мало того, надо гостя удивить, поэтому и "все, что есть в печи, на стол мечи".

Праздничный стол - это не значит фанатизм в еде и приготовлении праздничных блюд. Я являюсь противником любых культов, в том числе и культа стола. Но очень важно само настроение предвкушения праздника и праздничного застолья, важно, чтобы близкие люди были рядом и чтобы праздничный стол для них был нарядным и вкусным. Русская кухня, безусловно, по-прежнему культурное достижение. Ресторанов мало? Не знаю, у нас дома всегда, и в доме моих родителей, и бабушек-дедушек, и в моей собственной семье, очень любили и готовили на праздник самые простые, но, согласитесь, безумно вкусные вещи: отварная картошка, посыпанная укропом, соленые огурчики, квашеная капуста с клюквой, селедочка с луком. Ну почему нужно что-то изобретать, если мы любим именно эти повседневные деликатесы. С детства мне запомнился рождественский аромат экзотических тогда мандаринов - они всегда появлялись к праздникам, и свежей, только что с мороза, елки. Обязательно ставили пироги и запекали кусок мяса в духовке - эти запахи очень уютные, домашние. Кстати, в Ясной Поляне у Толстых было обыкновение на Рождество угощать чем-то вкусным крестьянских детей: грецкими орехами, конфетами. Готовился и рождественский домашний стол для родных. В архиве сохранилось праздничное меню, писанное рукой Софьи Андреевны.

У меня нет опасений утраты русских застольных традиций, потому что есть ощущение, что люди устали от универсальной еды. Есть тенденция интереса к исконной национальной еде во всем мире. У русской кухни, я думаю, большие перспективы. Вернувшись из экзотической страны, русский и теперь мечтает о щах или борще. Когда человек привык к своему ритму жизни, к своим биологическим часам, перелетев на другой континент, он испытывает неуют: и организм к такому перевороту времени долго не может приспособиться. И только вернувшись домой, мы испытываем удовольствие от привычного ритма. То же самое и кухня - это элемент нашей повседневной жизни, который входит не просто в привычку, а становится частью организма, входит в менталитет. И поэтому какие бы яства и экзотические кушанья нам ни предлагали, мы всегда получим удовольствие от возвращения на круги своя.

Наша исконная еда - блины, шанежки, ватрушки - связана с радостным культом Солнца, а его много в такой северной стране, как Россия, не бывает. Все, что готовится к русскому столу на праздник, это, использую модное выражение - hand made, самодельное. В приготовленном пусть даже самым искусным поваром ресторанном блюде не будет того, что есть в обычных пирожках, - души и любви. Ведь когда хозяйка замешивает тесто, от того, какие мысли у нее в этот момент, может зависеть вкус готового пирога. Если души и любви много, вряд ли праздничный стол окажется не на пользу.

Против

Алексей Слаповский, писатель:

- За столом я встречаю Новый год по-разному, но чаще всего скучно. Хоть и есть все эти традиционные штучки типа оливье, но я, честно говоря, не понимаю, почему если я ночью не ем, я должен это делать на Новый год?!

Говорят, что сейчас в моду входит скромность в еде, избыточное застолье уже считается дурным тоном, то ли наследием советской дефицитной эпохи, то ли приступом новорусской купеческой дури, нуворишества.

Не знаю, действительно ли это мода, но я с нею совпадаю. Я вообще не понимаю, почему какой бы то ни было праздник (за исключением религиозных - это отдельная тема) становится поводом для объединения. И для меня это даже не наследие дефицитного советского времени, а рудимент первобытно-общинного строя. Еда была главным удовольствием древних людей. Человек чувствовал себя счастливым, когда был сыт. И вообще люди стали наедаться досыта лет 100, наверное, назад. Поэтому возникла эта связь: праздник - еда.

А сегодня люди не только в праздники, но и в будни стали думать: не надо обжираться. Нехорошо это, вредно.

Критик Александр Архангельский в книге, сделанной по следам своих телепередач "Тем временем", обратил внимание на то, что гедонизм Эпикура сводился к кувшину с водой, куску хлеба, нескольким оливкам и устрицам.

Эпикурейство - это даже не гедонизм. Это не чрезмерность, а соразмерность. Эпикурейцам ни с чем не сравнимые наслаждения доставляло удовлетворение минимума своих потребностей. Ну что может быть слаще воды для человека, вышедшего из пустыни?! Надо держать себя в хорошем тонусе, чтобы тебе и нехитрая еда показалась чудесной.

Ну а если вспомнить, сколько в современной еде красителей и улучшителей вкуса! По-моему, у нас уже образовалось в этом смысле потерянное поколение - подсевших на чипсы.

Социологи выяснили, что главные новогодние планы россиян - ходить в гости. Это хорошая традиция. Но и ее можно поддерживать без парада салатов.

Одна из моих героинь, когда ее друг пригласил в ресторан "Выпьем, закусим, заодно поговорим", ответила: "Никогда не могла понять, почему общение должно быть сопряжено с приемом пищи".

И я вместе с ней все больше недоумеваю: ну почему обязательно нужно запереться куда-нибудь, где воняет дымом и подают паскудный кофе (а хороший кофе в Москве мало где подают)? Думаю, что лучше сесть на лавочку и пообщаться. Почему у нас не сложилась традиция гуляний с гостями в Сокольниках и Филях?

Я очень рад, что сейчас возобновляются катки. Ведь было время, когда это все ушло. В родном моем городе Саратове, куда я обычно уезжаю на новогодние праздники, на большом стадионе в центре будет играть музыка и можно получить напрокат коньки. Я обычно соблазняюсь и сам иду на этот каток. А рядом парк, и это повод встать на лыжи. Тем более сейчас их не надо прогревать паяльной лампой и смазывать смолой, можно обойтись без ужасных креплений и страшных лыжных ботинок. И коньки опять же не надо точить через каждые 5 минут. Мальчишки всего нашего бодрого класса всегда проводили новогодние каникулы на коньках и лыжах. И как это было здорово! А сейчас мальчишки дома сидят, ну как девочки.

Прибавьте себе здоровье, насладитесь зимой, она же, видите, у нас какая правильная, снежная. А для городских людей - чем больше природы, тем лучше.

Социология