11.01.2010 00:28
Экономика

Эксперт: В кризис разрыв между богатыми и бедными в России увеличился

Текст:  Вячеслав Бобков (генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни)
Российская газета - Федеральный выпуск: №1 (5080)
Читать на сайте RG.RU

Экономическое и социальное неравенство за время кризиса не только не уменьшилось, но и выросло. Как это аукнется нам в новом году? Давайте разберемся.

Мы выделяем несколько стандартов качества жизни. Первый - наиболее нуждающиеся, у которых душевые денежные доходы ниже прожиточного минимума - чуть более 5 тысяч рублей. В этой зоне накануне кризиса находилось 13,5 процента населения.

Второй стандарт - низкообеспеченные, у них от одного до трех бюджетов прожиточного минимума, то есть от 5 тысяч до 15 тысяч рублей. Здесь мы имели 49 процентов населения. Третий стандарт - обеспеченные ниже среднего уровня, от 3 до 7 бюджетов прожиточного минимума. Это 15-35 тысяч рублей. Такой доход был у 30 процентов россиян. Четвертый стандарт, которому соответствовали 5 процентов населения, среднеобеспеченные - от 7 до 11 бюджетов (35-55 тысяч рублей). И наконец, пятый, высокообеспеченный слой российского населения - выше 11 бюджетов. Он составлял всего 2 процента.

За девять месяцев прошлого года доля наиболее нуждающихся и низкообеспеченных выросла, а всех остальных групп снизилась. И что самое неприятное - увеличился разрыв между ними. Наши оценки показывают, что если до кризиса средние доходы наиболее нуждающихся были ниже средних доходов высокообеспеченных примерно в 21 раз, то за год кризиса пропасть углубилась до 23 раз.

Вот с таких позиций мы стартуем в 2010 году. И теперь все будет зависеть от того, насколько удастся переломить кризисные явления. Я не являюсь оптимистом, потому что не вижу серьезных причин, связанных с быстрым переломом негативной ситуации, особенно на рынке труда и в доходах населения.

Проблемы, которые нас сейчас затронули, не связаны только с кризисом. Это системные проблемы, связанные с приоритетами развития отдельных секторов экономики, прежде всего сырьевой, от которой мы не можем оттолкнуться. Так что сначала надо изменить экономическую политику. Без этого в социальной сфере мы не сдвинемся с мертвой точки, поскольку здесь нужен совсем другой подход к формированию заработной платы. В большинстве отраслей от минимального размера оплаты труда строятся все системы заработной платы. И если государство для нанятых им работников занижает этот порог, то и у бизнеса особых стимулов повышать его нет. А МРОТ сегодня устанавливается по IV кварталу позапрошлого года, что не отражает реальный необходимый уровень минимальных расходов. Например, МРОТ, введенный с 1 января 2009 года, - 4430 рублей - установлен по размеру прожиточного минимума трудоспособного населения в IV квартале 2007 года. По нашим оценкам, в некоторых регионах во второй половине ушедшего года МРОТ уже был на 30-40 процентов ниже прожиточного минимума. Если эта политика будет продолжена, то доходы нашего населения по-прежнему будут отставать от реальной ситуации на потребительском рынке. И программы занятости начнут давать сбой. Дело в том, что зарплаты на общественных работах формируются на основании МРОТ, который все-таки должен ориентироваться на прожиточный минимум пусть работника легкого труда, но на тот, который существует здесь и сейчас. Да и в отраслевых системах оплаты труда базовые ставки и оклады, они так или иначе привязываются к МРОТ - единственной госгарантии, которая существует в сфере оплаты труда.

Как мне известно, в 2010 году вновь предполагается пересмотреть минимальный размер оплаты труда. Его планируют сравнять с прожиточным минимумом. К этому власть давно стремится. И это радует. Но проблема в том, что если не изменить сложившиеся подходы, то МРОТ будет соответствовать прожиточному минимуму в IV квартале... 2008 года. На мой взгляд, надо при формировании бюджета рассчитывать прогнозный прожиточный уровень и на его основе устанавливать "минималку". Тогда размеры зарплат можно будет определять "в режиме реального времени".

Макроэкономика