11.01.2010 00:40
Власть

Дмитрий Медведев предлагает продолжить судебную реформу

Президент предлагает продолжить судебную реформу
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №1 (5080)
Читать на сайте RG.RU

Закончились зимние каникулы и для депутатов Государственной Думы. В среду, 13 января, состоится первое в этом году пленарное заседание палаты, которое и откроет весеннюю сессию Госдумы.

А пока вернувшиеся после отдыха в Москву народные избранники уточняют планы, знакомятся с новыми законодательными инициативами, пополнившими думский портфель. Президент Дмитрий Медведев внес в нижнюю палату парламента пакет законопроектов, направленных на реформирование российской судебной системы. В президентский пакет входит проект Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", которым определяются порядок формирования, состав и компетенция Верховного суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также районных судов. Законопроектом также устанавливаются полномочия председателей федеральных судов общей юрисдикции и их заместителей, компетенция президиумов судов и судебных коллегий, предусматривается проведение совместных заседаний Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда, предполагается создание общего собрания судей Верховного суда и Совета судей Верховного суда Российской Федерации.

Особое место в законопроекте уделено проверке законности и обоснованности выносимых судебных решений.

В действующей редакции Гражданского процессуального кодекса РФ закреплены два вида проверки судебных постановлений, принятых судами первой инстанции и не вступивших в законную силу, - апелляционное производство и кассационное производство. Первое предусмотрено для решений, выносимых мировыми судьями, второе - для проверки судебных постановлений, принятых федеральными судами общей юрисдикции. Президент предлагает единый порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных постановлений - апелляцию, что позволит обеспечить единство судебной практики по делам, подсудным мировым судьям и федеральным судам общей юрисдикции, право на равный суд и справедливое судебное разбирательство.

Основной новеллой пересмотра постановлений судов первой инстанции в апелляционном порядке является недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Сейчас же, проверяя дело по кассационной жалобе, вышестоящий суд нередко возвращает дело "вниз", не приняв решение по существу. И нет гарантий, что процедура не повторится на новом витке судебного разбирательства.

Поэтому во втором законопроекте президентского пакета предлагается поправить Гражданский процессуальный кодекс, предусмотрев в нем положения, прямо отражающие содержание и специфику апелляционного производства. В судах различного уровня будут созданы апелляционные инстанции. Пересмотр в апелляционном порядке не вступивших в силу решений районных судов, принятых ими в качестве судов первой инстанции, предлагается возложить на судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов. Судебные коллегии Верховного суда Российской Федерации будут рассматривать апелляции по решениям, принятым верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов.

В Верховном суде РФ появится Апелляционная коллегия, которая заменит упраздняемую Кассационную коллегию. При этом пересмотр вступивших в силу судебных решений в кассационном и надзорном порядке предлагается возложить на Президиум Верховного суда.

Законопроектом предлагается ввести новый порядок проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу, - кассационный. Такие судебные постановления будут проверяться исключительно по вопросам права. Полномочиями суда кассационной инстанции предлагается наделить президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, судебные коллегии Верховного суда Российской Федерации.

Обязательным условием для проверки судебного постановления в кассационном порядке является исчерпание иных установленных Гражданским процессуальным кодексом способов обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

В качестве оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке предлагается установить такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Надзорное производство предлагается сохранить в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. В соответствии с законопроектом полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора предлагается сохранить исключительно за Президиумом Верховного суда Российской Федерации. Законопроектом предусматриваются исчерпывающий перечень судебных постановлений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного суда РФ, и общие основания для их пересмотра.

Госуправление Судебная система