В Москве впервые принята концепция межрегионального сотрудничества. Именно в соответствии с ней отныне будут выстраиваться отношения столицы с регионами в самых разных сферах - от рынка труда до организации высокотехнологичных производств.
Руководитель комитета межрегиональных связей и национальной политики города Михаил Соломенцев рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ" о приоритетах сотрудничества и о том новом, что появится в отношениях Белокаменной с регионами.
Российская газета: Михаил Юрьевич, существуют разные мнения о межрегиональном сотрудничестве. Сама Москва полагает, что, являясь последовательницей Ивана Калиты, должна и дальше оставаться собирательницей земель российских. Сторонники другой точки зрения утверждают, что столица просто живет за счет регионов. А вы как думаете?
Михаил Соломенцев: Думаю, что и Москва живет за счет регионов, и регионы - за счет Москвы. А потому главная идея концепции, утвержденной правительством города, состоит в том, что их сотрудничество должно быть всегда взаимовыгодным. Если, к примеру, столица строит гостиницы в регионах, то впоследствии прибыль они должны приносить и ей. Если она развивает где-то сельское хозяйство, то таким образом заботится о своей продовольственной безопасности. Если вкладывает деньги в инновационные технологии, то заботится не только о своем престиже, но и делает огромный задел в будущее. Будучи крупным научным и серьезным промышленным центром, Москва имеет возможность стать лидером этого процесса, привлекая и знания из регионов.
Регионам польза от такого сотрудничества тоже налицо. Создала, например, Москва в Калужской области агропромышленный комплекс "Мосмедыньагропром" и регион сразу получил и новые рабочие места, и социальную инфраструктуру, и жилье. То же самое произошло и в Ярцево Смоленской области, куда Москва перевела металлургическое предприятие.
РГ: И тем не менее товарооборот Москвы с регионами в кризисном году упал?
Соломенцев: К сожалению, да. Если в 2008 году он составил триллион 730 миллиардов рублей, то по итогам 2009-го, скорее всего, окажется на уровне 2007 года - то есть не более 1,5 триллиона. Потеряли примерно треть.
РГ: Цифра все равно впечатляющая. Какие же самые перспективные направления сотрудничества?
Соломенцев: На первый план вышел аграрный сектор - он и развивается мощно и отдачу дает ощутимую.
РГ: Вы имеете в виду московские агрохолдинги, созданные по всей стране?
Соломенцев: Да, прежде всего их. В 2008 году из этих агропромышленных холдингов было поставлено в Москву более миллиона тонн продукции. По итогам 2009 года ожидаем миллион 19 тысяч тонн. Мясом и зерном агрохолдинги обеспечивают нас на 60 процентов, овощами - на 33, маслом - на 20, картофелем - на 18 процентов. В течение трех ближайших лет правительство города ставит задачу увеличить поставки основных видов отечественного продовольствия из регионов еще на 10-12 процентов. Таким образом, проводится политика импортозамещения.
РГ: Белорусские товары, любимые москвичами, тоже одна из составляющих продовольственной безопасности столицы?
Соломенцев: Белоруссия - вообще отдельная тема. У Москвы годовой товарооборот с этим государством 5,5 миллиарда рублей. Это четверть всего товарооборота России с Белоруссией.
РГ: Почему же тогда в Москве до сих пор нет ни одного крупного торгового центра, где продавалась бы продукция исключительно родом из Беларуси?
Соломенцев: Есть маленькие магазинчики, разбросанные по округам. Крупного торгового центра действительно пока нет. Полагаю, что на следующий год надо ставить задачу по его строительству. Инвесторы наверняка найдутся.
РГ: С продовольствием понятно. А какие цели преследует столица, строя в регионах жилье? Ей-то какая от этого выгода? Извлечение прибыли?
Соломенцев: И ее в том числе. Но главное, московским строителям в последние годы просто интересно работать в других областях и краях, где также начал активно развиваться рынок жилищного строительства и ипотечного кредитования. В итоге за 2008 год столичный стройкомплекс возвел в регионах миллион 200 тысяч квадратных метров недвижимости. И даже в прошлом кризисном году стройка продолжалась - примерно миллион квадратов квартир будет введено по его итогам в эксплуатацию. Но надо помнить, что эти московские дома - еще и имидж столицы. Всюду, где работали москвичи, вырос новый район, который новоселы так и называют - "Московский". Это в отношении качества ко многому обязывает.
РГ: Это все сильные стороны сотрудничества. А слабые звенья есть?
Соломенцев: Я назвал бы их скорее требующими дополнительного развития. К таким относятся высокие технологии, промышленная кооперация, малый бизнес... Эти отрасли мы и планируем развивать в самое ближайшее время. Например, есть один очень интересный совместный - российско-московско-белорусско-латышский проект. В ходе его планируется трактора, которые производит московское предприятие "Амоплант" в Елгаве, перекомплектовывать с учетом специфики зарубежных рынков сбыта - европейских, африканских, азиатских.
Другое интересное предложение - наладить с одним из регионов совместное производство по выпуску медицинского препарата нового поколения, который наносится на пораженные опухолью участки в послеоперационный период и подавляет дальнейшее развитие опухолей.
РГ: Столичные власти сейчас отказываются от массового привлечения иностранной рабочей силы. И все-таки рассчитывать только на собственные силы такой мегаполис не может. Почему бы не пригласить работников из российских регионов?
Соломенцев: Это уже делается. Городской департамент труда и занятости провел несколько выездных ярмарок вакансий. В ходе их, в частности, набрали для работы в столице сварщиков. В отличие от недобросовестных кадровых агентств, которые при приеме на работу обещают золотые горы, а потом вместо труда по специальности используют приглашенных на черновых работах за грошовое вознаграждение, город гарантирует конкретные рабочие места и заранее оговоренную зарплату.
Использование российской рабочей силы в качестве замещения иностранной - теперь еще один приоритет в концепции межрегионального сотрудничества. Не случайно там прописано, что на базе московских предприятий возможна подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров для промышленности - токарей, фрезеровщиков, слесарей и т. д. Для регионов это очень ценно, так как система профобразования разрушена и на местах тоже немалые трудности с кадрами. Выходцы же из стран СНГ, как правило, могут выполнять только подручные работы.
РГ: Как известно, департамент транспорта и связи на 2010 год не выдал ни одной квоты частным перевозчикам на привлечение иностранцев в качестве водителей маршрутных такси. Следовательно, надо будет найти порядка 5 тысяч человек, которые сядут за руль маршруток вместо мигрантов. Может быть, как раз в регионах найдутся желающие штурмовать московские пробки?
Соломенцев: А почему бы и нет? Думаю, чтобы найти таких, будет достаточно провести в регионах еще несколько ярмарок вакансий, только на этот раз специализированных. Департамент в данном случае проводит верную политику. Возить москвичей, отвечать за их безопасность должны люди, говорящие и понимающие по-русски, с российскими правами, знанием особенностей движения на российских дорогах. Сейчас же многие мигранты ездят в Москве по своим, национальным, водительским удостоверениям. При этом многие не всегда хорошо ориентируются на местности. Но ведь если ты работаешь водителем маршрутного такси, значит, должен нести ответственность за пассажиров, которых везешь.
РГ: Все правильно. Однако "Мосгортрансу" - государственному перевозчику, квоту на привлечение 7 тысяч иностранных работников тем не менее дали. Видимо, он не надеется, что россияне придут к нему на работу...
Соломенцев: Это, конечно, неправильно, когда одним запрещают, а другим - разрешают. Правила для всех должны быть едиными. Думаю, что и "Мосгортранс" со временем откажется от иностранцев в пользу россиян. Все утрясется. А идеология верная.
РГ: География межрегионального сотрудничества будет расширяться?
Соломенцев: В настоящее время Москва имеет договорные отношения с 74 регионами. Из них примерно 30 смело можно отнести к лидерам. В частности, Липецкую, Ивановскую, Калужскую, Вологодскую, Нижегородскую и другие области, с которыми установились самые тесные взаимоотношения по всем направлениям. Но есть и регионы, с которыми Москва-то готова работать, да с их стороны такой готовности пока не чувствуется. Например, правительство Москвы не раз выходило с предложением к администрации Красноярского края подписать соглашение о взаимодействии, но никакого интереса в ответ не увидела. Что ж, как говорится, хозяин - барин. Совсем не обязательно столице иметь договоры о межрегиональном сотрудничестве со всеми 83 субъектами РФ. Основой их, я еще раз подчеркну, может быть только взаимный интерес: есть он - есть и сотрудничество, ну а на нет, как говорится, и суда нет.