13.01.2010 00:20
Общество

Примерно 87 процентов московских учителей не хотят, чтобы дети унаследовали их профессию

Столичные педагоги не хотят мириться с таким образом учителя
Российская газета - Столичный выпуск: №3 (5082)
Читать на сайте RG.RU

"Высокий уровень зарплат (в среднем 34 тысячи рублей в месяц) и социальная защищенность педагогов сделали свое дело: в столичных школах сейчас нет свободных вакансий, а на время от времени появляющиеся претендуют сразу по нескольку человек", - сообщила вчера на заседании правительства Москвы руководитель департамента образования города Ольга Ларионова.

Благодаря этому, по ее мнению, появилась реальная возможность более жесткого отбора при приеме студентов в педагогические вузы, основа для требовательности к компетентности, образованности любого учителя. Это хорошо понимают и сами педагоги. "В школах, когда обсуждалось, что необходимо сделать в течение 2010 года, объявленного в Москве, как и во всей стране, Годом учителя, впервые речь шла не о том, в чем нуждаются сами учителя, а что они должны сделать для повышения уровня образования детей", - рассказала глава департамента.

"Необходимо прежде всего воспитывать инновационное мышление учителя, без которого не может быть инновационного развития страны", - сказал, отвечая на этот вопрос, заслуженный учитель России директор центра образования N 548 "Царицыно" Ефим Рачевский. Для этого в программе Года учителя предусмотрено создать условия для сотрудничества педагогов с академической наукой, недостатка которой в Москве нет. Организовать различные курсы по интересам для людей, нуждающихся не просто в методической помощи, а рассчитанные на профессионалов высокого уровня. Не просто компьютеризировать рабочее место современного педагога, но и оснастить его выходом в Интернет. Как оно выглядит на практике, лучше всего знают в Зеленограде - центре электроники столицы. А для того чтобы такое место стало нормой для любой школы, в городском законе об образовании предложено принять на этот счет социальный стандарт и добиваться соответствия ему всех учреждений отрасли.

К сожалению, даже в столице добиться этого нелегко.

- Мы в большом долгу перед учителями, - признал первый зам. мэра Москвы Владимир Ресин. - Ведь в центре столицы, на юге и северо-востоке города еще немало школ довоенной постройки. Их планировали снести и построить новые, но помешал кризис, и мы подкорректировали с его учетом свою программу. А надо было все-таки найти деньги и продолжать строить новые школы.

Причем, уверен Ресин, пора бы появиться уже проекту школы и детского сада, которые в полной мере соответствовали бы требованиям второй половины XXI века. Те же, что строятся в Москве сегодня, хорошие, но уже вчерашний день.

Беспокоит педагогов и другое - какими видит их общество? "Смотришь телевизор и ужасаешься, какой учитель тупой, меркантильный и к тому же размножающийся вегетативным путем", - говорил Ефим Рачевский. Вот почему, по его мнению, 87 процентов нынешних педагогов в ходе опроса, проведенного МГУ в ответ на вопрос: хотели ли бы вы, чтобы вашу профессию унаследовали ваши дети, решительно ответили "нет".

Повлиять на формирование позитивного образа учителя, по мнению участников обсуждения, можно не только с помощью рассказов в СМИ и на ТВ о педагогах-новаторах, но и просто открыв школу для родителей. "Пока же средняя школа для них фактически закрыта, - признала Ольга Ларионова. - Это в начальных классах учителя встречаются с мамами и папами, проводя для них уроки, как учить ребенка. Когда же ребята подрастают, все ограничивается родительскими собраниями".

Образование