В Пензе сформирована первая группа по дистанционному обучению детей-инвалидов. В виртуальный класс зачислены 30 реальных учеников. В гостях у одного из них побывал корреспондент "РГ".
Одиннадцатилетний Ваня Уразов спешит навстречу гостям, широко улыбаясь. Но каждый шаг дается ему с адским трудом - ноги не слушаются. У Вани детский церебральный паралич. По дому он передвигается, держась за громыхающую металлическую опору. Самостоятельно преодолеть порог - уже большая победа. Но у Вани немало личных достижений.
По три часа в день он через пот и слезы занимается на домашних тренажерах по программе, разработанной Валентином Дикулем. За три года, что длятся изматывающие тренировки, мальчик научился владеть собственным телом - даже на гитаре играет.
Как и все дети, Ваня учится в школе, в четвертом классе. Правда, в классе он ни разу не был и никогда не видел лица своих одноклассников. Они догадываются о его существовании только по графе в школьном журнале, куда напротив фамилии Уразов учитель аккуратно заносит текущие оценки. Пятерка - за знания по окружающему миру, а вот тройка - за диктант. Мешает неразборчивый почерк.
Три раза в неделю к Ване на дом приходит педагог из школы. Но выделенных на надомное обучение часов явно недостаточно, чтобы освоить школьный курс. Поэтому мама, которая воспитывает сына одна, на последние средства вынуждена нанимать репетитора и прибегать к услугам педагога дополнительного образования по классу гитары.
- Только так я могу быть спокойна, зная, что сын занят, значит, ему интересно жить, - рассказывает Елена Александровна.
Когда ее еще совсем маленькому сыну объявили жестокий диагноз, мама решила получить второе образование. Она - психолог по коррекционно-педагогической работе. Организовала клуб для занятий с такими же больными ребятишками.
- Семьи детей-инвалидов вынуждены вращаться в круге личных проблем, - считает Елена Уразова. - Другим наши заботы не понять. Врачи, педагоги, чиновники часто смотрят на нас, словно на обитателей другой планеты. Хорошо, что на федеральном уровне озаботились созданием безбарьерной среды для наших особенных ребятишек. Это дает нам надежду на будущее.
Дистанционное обучение с помощью компьютерных технологий - одно из развивающихся направлений. В рамках его в этом году в Пензе открылся специализированный региональный центр. Первые шаги по реализации программы уже сделаны - сформированы группы детей, педагоги проходят специализированную подготовку. Следующий этап - оснащение участников программы специальным компьютерным оборудованием с безлимитным выходом в Интернет.
Попасть в число участников спецпроекта в Пензе мечтали многие. Как пояснили в региональном правительстве, заявок было больше, чем включили в окончательный список. Многим пришлось отказать по медицинским показаниям, другим - по экономическим. Полноценное финансирование программы начнется только с этого года. Планируется, что дистанционным обучением по области будет охвачено около 250 детей.
- Интерес к компьютеру у таких ребятишек огромный, - рассказывает заместитель руководителя управления образования Пензы Марина Шарошкина. - Грех не использовать этот мотив в образовательной деятельности. Кроме того, компьютерные технологии позволят расширить возможности социализации детей-инвалидов, чтобы они не чувствовали себя запертыми в четырех стенах.
Не дожидаясь старта обучающей программы, Ваня Уразов самостоятельно осваивает мамин рабочий ноутбук. Интернет стал верным помощником для семьи. Сын общается с друзьями в чатах, заходит на образовательные порталы. А вот сама мама постоянно консультируется со специалистами из России и за рубежом: как составить новую программу тренировок или какую инвалидную коляску лучше выбрать.
Теперь Ваня мечтает о веб-камере. Тогда он с помощью специальной компьютерной программы наконец сможет не только услышать своих виртуальных одноклассников, но и рассмотреть их улыбающиеся лица.