Катание на санях не только традиционное развлечение, но также коварный и очень зрелищный вид спорта.
Да-да, впервые в программе Олимпийских игр санный спорт появился в далеком 1964 году на IX зимних Играх в Инсбруке. Увы, на первых ролях и тогда и сейчас были и остаются немцы, итальянцы и австрийцы.
Что касается нашей страны, то в Советском Союзе этот вид спорта почему-то считали "дорогостоящим" и плохо приспособленным для широких масс трудящихся. По этой "уважительной" причине на международной арене наши спортсмены дебютировали лишь в конце 60-х годов прошлого века.
Сами саночники рассказывают, что прорыв состоялся только благодаря тому, что в 1967 году тогдашний президент Международного союза санного спорта австриец Берт Изатич привез председателя Госкомспорта Сергея Павлова на первую в мире искусственную трассу в Кенигзее и уговорил проехать в санях-двойке по ее ледяному желобу. Павлов получил от той поездки столь незабываемые впечатления, что сразу по возвращении в Москву сумел убедить Политбюро в необходимости развивать санный спорт в СССР. Ему поверили, и через год в СССР появились первые санные трассы, отвечавшие тогдашним мировым стандартам (в Кавголово под Ленинградом и в Цесисе под Ригой), а еще через несколько лет от Мурманска до Бакуриани действовало более 30 спортивных школ!
К подготовке наших спортсменов и количеству завоеванных медалей в Спорткомитете относились очень серьезно, и саночникам никаких поблажек не делали.
К тренировочному процессу подключались специалисты из ГДР, Польши. Там же закупалась форма и сами сани. Однако уже у 1980-м в СССР была создана саночная инфраструктура, воспитывались и свои тренерские кадры. Над разработкой саней и полозьев трудились целые заводы.
Деньги из бюджета выделялись практически в неограниченном количестве, хотя и за результат спрашивали строго. Дебют на Олимпиаде наших саночников состоялся в 1972 году, а уже перед Играми в Лейк-Плэсиде стало очевидно, что в женских санях мы можем рассчитывать на медали самого высокого достоинства. Вера Зозуля и Ингрида Амантова к тому времени уверенно выступали на мировой арене, и первая уже успела стать чемпионкой Европы. Была поставлена задача - добиться победы, и к делу были подключены невиданные мощности.
За два года до окончания строительства в США олимпийской санно-бобслейной трассы пришлось воспользоваться помощью... КГБ. Благодаря работе наших "нелегалов" в Москву доставили точный план олимпийской трассы. После недолгих совещаний было принято решение построить ее точную копию. За строительством следили на самом верху, строителей постоянно подгоняли, сдвигая сроки. Этот уникальный во всех смыслах опыт взаимодействия спецслужб и спортсменов сработал на все сто - в Лейк-Плэсиде Вера Зозуля завоевала первую и пока единственную в истории отечественных саней золотую олимпийскую медаль, а Амантова стала третьей.
Стоит отметить, что Зозуле удалось невероятное - она выиграла все четыре попытки, чего годы спустя смог добиться лишь один человек на планете - легендарный немец Георг Хакль на Играх в Нагано в 1998 году.
Первая российская олимпийская медаль в санях пришла к нам спустя почти тридцать лет - в 2006 году в Турине Альберт Демченко уступил на трассе только двухкратному чемпиону зимних Игр итальянцу Армину Цоггелеру. В этом году 38-летний Демченко вновь в "обойме" и собирается на свою шестую Олимпиаду.
На что рассчитывает наш ветеран в ледяном желобе Ванкуверской трассы, он рассказал корреспонденту "РГ".
Российская газета: Альберт, откровенно признайтесь - волнуетесь? Или эти Игры станут "очередными"?
Альберт Демченко: И очень может быть, что не последними. (Смеется.) Если буду чувствовать себя в хорошей форме, то, может быть, еще поеду в Сочи - в нашем виде спорта в моде "долгожители", хотя сейчас все мысли о Канаде. Насчет волнений... хм... к олимпийскому внутреннему беспокойству привыкнуть невозможно. Все как в первый раз. Но когда выйду на трассу, все эмоции выброшу прочь - ничто не должно мешать...
РГ: Выиграть долгожданное "золото"?
Демченко: Буду рад любой медали. Вы не думайте, я нисколько не лукавлю.
РГ: Неужели не хотите все-таки оставить Цоггелера позади?
Демченко: Он парень тертый и достойный соперник. А выиграть в Ванкувере захочет каждый из тех, кто будет принимать участие в соревнованиях. Все мы, спортсмены, люди с амбициями, но при этом сохраняем холодную голову. Если у меня получится оказаться быстрее и лучше, а следовательно, и выше, чем тот же Цоггелер, буду рад.
РГ: У многих к саням отношение как к зимней забаве, а как на самом деле?
Демченко: На самом деле и сани отличаются от обычных очень сильно - ими можно управлять, регулировать скорость специальным ремнем, ну а скорости совсем не детские - свыше 120 километров в час, не говоря уж про перегрузки. Так что это серьезный спорт, а не игра.
Что касается состава российской сборной на Олимпиаду в Ванкувере, то каждая страна может выставить в Ванкувере не более трех мужчин и трех женщин в соревнованиях одноместных саней, а также не более двух мужских экипажей в двухместных санях. Россия получила максимальную квоту во всех дисциплинах. Тренерский штаб мужской и женской сборной решил включить в команду среди мужчин одиночников Альберта Демченко, а также Виктора Кнейба и Степана Федорова. У женщин в Канаде выступят Анастасия Родионова, Татьяна Иванова и Наталья Хорева.
Экипажи двоек составили Владислав Южаков с Владимиром Махнутиным и Михаил Кузмич со Станиславом Михеевым.
Федерация лыжных гонок России (ФЛГР) назвала предварительный состав олимпийской команды, которая отправится на зимние Игры-2010.
Вообще квота нашей лыжегоночной сборной - 20 человек. Из них на данный момент утверждены 16 участников. Причем в основе уверенно и заслуженно заняли свои места молодые спортсмены из экспериментальной группы. Это многократные победители юниорских первенств мира Петр Седов и Ирина Хазова, которые в олимпийском сезоне успели отличиться и на взрослых международных стартах.
Тренерский штаб также назвал шесть претендентов, а точнее, претенденток, на поездку в Ванкувер. В женском коллективе с кадрами не все так ясно, как в мужском. У ребят между тем полный комплект. Есть даже два запасных спортсмена.
Итак, расширенный состав национальной команды по лыжным гонкам на Олимпиаду-2010 выглядит следующим образом.
Мужчины, дистанционные гонки: Александр Легков, Максим Вылегжанин, Николай Панкратов, Сергей Новиков, Сергей Ширяев, Петр Седов. Спринт: Алексей Петухов, Николай Морилов, Никита Крюков, Александр Панжинский. Запасные: Илья Черноусов, Михаил Девятьяров.
Женщины, дистанционные гонки: Наталья Коростелева, Ирина Хазова, Алена Сидько, Ольга Завьялова, Евгения Медведева. Спринт: Евгения Шаповалова. Кандидаты: Ольга Рочева, Юлия Чекалева, Ольга Щучкина, Елена Турышева, Екатерина Чуйкова, Валентина Новикова.
От выступления россиянок на этапах Кубка мира в Отепя и Демино будет зависеть не только их олимпийское будущее, но и распределение сил в сборной. Президент ФЛГР Владимир Логинов подчеркнул, что команду вовсе необязательно формировать по принципу "10 мальчиков плюс 10 девочек". Возможно, расклад будет в пользу лыжников. Например, в соотношении "11 на 9" или "12 на 8".
Окончательное решение тренерский штаб примет после так называемых контрольных стартов. Хотя, по словам старшего тренера по спринту Юрия Каминского, проведение гонки в Отепя находится под вопросом. Свои коррективы в соревновательный план вносит прогноз погоды. Из-за сильных холодов, которые обещают синоптики, кубковый этап могут совсем отменить. Если же температура не опустится ниже разрешенной отметки -18, российские тренеры будут думать, взвешивать все "за" и "против". Однако сейчас они склоняются к тому, чтобы все-таки не рисковать здоровьем олимпийцев накануне Игр.
Кроме того, Владимир Логинов рассказал корреспонденту "РГ" еще об одном спорном моменте в процессе подготовки спортсменов к Играм.
- За неделю до Олимпиады в Канаде пройдет Кубок мира, - напомнил Владимир Алексеевич. - Нужно решить, кто будет в нем участвовать и по какой программе. Рассматриваем вариант второго состава. Но вся загвоздка в том, что на этапах Кубка мира нужно прилично выступать, зарабатывать рейтинговые очки. Они повлияют на расстановку лыжников на олимпийских гонках с массового старта. Доверимся нашим тренерам и специалистам, которые обязательно примут правильное решение.