Всего два дня - 1 и 2 января - отдыхали московские дорожные строители. Из-за громадного дефицита магистралей-городу не хватает для нормального передвижения более 300 километров - они не могли позволить себе длинных каникул.
Уже с 3 января на прокладке новых магистралей кипела работа. Где же в 2010 году станет меньше знаменитых московских пробок, из-за которых, по оценке экспертов МАДИ, столица ежегодно теряет по причине простоев транспорта 40 миллиардов рублей в год?
Об этом корреспонденту "РГ" рассказал руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко.
У Четвертого кольца начало есть
Российская газета: Александр Николаевич! В канун Нового года на востоке Москвы пущен в эксплуатацию первый участок Четвертого транспортного кольца. А что сейчас там происходит?
Александр Левченко: Начались работы на улицах Уткина и Гаражной, реконструкция которых также должна облегчить жителям этой части города связь между районами. Но вспомогательный - не значит второстепенный. В будущем каждых из таких участков станет служить съездом-въездом на само ЧТК.
Но и сегодня их роль трудно переоценить. Например, до появления этого самого первого участка длиной 22 километра в однополосном исчислении, жители районов Перово и Измайлово ехали друг к другу в гости, протискиваясь через маленькую дырку под железной дорогой. А теперь Измайловское шоссе и шоссе Энтузиастов соединены отличной трассой по две полосы движения в каждую сторону.
РГ: А прямой ход Четвертого кольца строится?
Левченко: На его месте сейчас пока можно увидеть лишь котлован и опоры будущей эстакады. Боюсь, что денег на продолжение работ в 2010 году не будет. В бюджете города на все дорожное строительство предусмотрено лишь 37 миллиардов рублей.
РГ: А в 2009 году строители освоили около 50 миллиардов?
Левченко: Да. 46 миллиардов - из московского бюджета и 3,5 миллиарда из федерального. Ну, а за год до этого осваивали и по 100 миллиардов рублей. Кризис подкорректировал планы и научил более эффективно распоряжаться ресурсами. Благодаря этому удалось не бросить строительство ни одной из уже начатых магистралей.
Красный больше не мигнет
РГ: Ну а когда по Ленинградке можно будет проехать без единого светофора, как обещали городские власти в начале реконструкции главной магистрали столицы?
Левченко: Вы заметили, что скорость передвижения там в течение всех трех лет работ заметно растет? Заторы, если и бывают, то чаще всего по причине аварий. После пуска в декабре Балтийско-Алабянского тоннеля ситуация на дороге еще улучшилась.
А когда к концу года строители уйдут от станции метро "Сокол", где завершится сооружение сложнейшей транспортной развязки, пропускная способность для авто станет еще выше.
РГ: Этот проект затронул и главные площади города. Например, к Белорусскому вокзалу сейчас просто страшно сунуться. Все раскопано и ничего дальше не делается.
Левченко: Работы возобновятся буквально в январе. И в этом же месяце будут объявлены два конкурса - на выбор генподрядчика и заказчика. Заминка произошла из-за того, что во время освоения подземного пространства обнаружились коммуникации, не учтенные на старых планах. На их перекладку город выделил миллиард рублей. Вывод инженерии должен закончиться в первом квартале, и тогда строители уйдут с площади, увеличив ее пропускную способность более чем на 30 процентов. Работы продолжатся под землей, где появится подземный торговый центр - в четыре этажа, с многоярусным подземным паркингом на 700 машино-мест.
РГ: Москвичей волнует участь Пушкинской площади - места свиданий влюбленных. Власти то говорят, что торговли под ней не будет, то будет...
Левченко: Будет главное - сквозной тоннель под площадью. А еще подземный паркинг, выставочный зал и, может быть, еще какие-нибудь объекты общественно-культурного назначения. Окончательный проект скоро рассмотрит общественный совет при мэре. Но в том, что внешний вид площади не изменится, памятник Александру Сергеевичу Пушкину и фонтан останутся на месте, можно не сомневаться.
РГ: Через канал имени Москвы планировалось построить еще один мост. Когда до него дойдет очередь?
Левченко: Надвижка моста через канал уже сделана. Осталось построить лишь подъезды к нему и обустроить сам мост. Движение по нему планируем запустить уже в этом году, после чего старый мост поставим на реконструкцию. В результате появится трасса с восемью полосами движения - четыре в одну сторону и четыре в другую. Когда реконструкция Большой Ленинградки будет позади, все поймут, ради чего она затевалась: ее пропускная способность увеличится с 1340 до 25 590 автомобилей в час.
Что дальше?
РГ: Где в этом году еще станет меньше пробок?
Левченко: На дорогах, прилегающих к Крестовскому путепроводу. Сам он, как известно, уже смонтирован, и движение по нему пущено, в 2010 году завершим прилегающую к нему развязку. Должны закончить и связку Новой Риги с МКАД, там пока еще ужасные заторы.
РГ: В прошлом году строителям было легче - они продолжали строить начатые дороги. Но недавно мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что пора подумать и о заделах на будущее?
Левченко: Думаем, в частности, над тем, как можно скорее начать строительство примыкания к южному дублеру Кутузовского проспекта в районе Мосфильмовской улицы. Это дорога очень нужна, чтобы и сам Кутузовский разгрузить, и начать здесь строительство нового жилого микрорайона на пока заброшенном участке почти в самом центре города. Были бы деньги - и планов было бы больше. Пока же вынуждены больше заниматься проектированием и освобождением трассы под дальнейшую прокладку ЧТК.
РГ: Федеральный центр вложится в транспортное развитие столицы?
Левченко: Надеемся, что это произойдет. Но уже хорошо то, что началось строительство по концессионному соглашению дороги Москва - Санкт-Петербург. В ближайшее время французская фирма, выигравшая конкурс, выходит на площадку. Правда, для Москвы эта дорога пока в никуда, если срочно не начать возведение Бусиновской развязки. Также по концессионному соглашению планируется построить Одинцовский участок дороги и к нему - Молодогвардейскую развязку для съезда на МКАД. В общем, кризис кризисом, а один узел за другим на дорогах Москвы мы все-таки развязываем.
Владимир Ресин, первый зам. мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса:
- Нас часто упрекают в дороговизне строительства дорог. На самом деле московские цены вполне сопоставимы с европейскими и американскими и даже ниже. Просто у нас другая структура ценообразования. Если за рубежом в цену закладывается лишь стоимость дорожного полотна, то в России в нее входит и перекладка инженерных коммуникаций, которые часто приходится убирать, так как новая дорога проходит что называется по живому городу, и даже перенос не только отдельных фабрик и заводов, но порой и целых промзон, как это происходит сейчас при сооружении Четвертого транспортного кольца.
У вас есть предложения или замечания по проекту "Большая Ленинградка"? Звоните круглосуточно прямо в штаб строительства: тел. 795-08-74.