14.01.2010 00:50
Авто

Сергей Иванов: Платные дороги начнут строить уже в этом году

Сергей Иванов: Платные дороги начнут строить уже в этом году
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №5 (5084)
Читать на сайте RG.RU

Наших автомобилистов ждет небывалое событие - возможность, не выезжая за границу, промчаться с ветерком по новенькой и ультрасовременной трассе.

Такое удовольствие им гарантируют платные дороги - первые в России. О том, где их будут строить и сколько денег водителям придется выкладывать за проезд, корреспонденту "РГ - Недели" рассказал вице-премьер Сергей Иванов.

Три рубля за километр

Российская газета: Сергей Борисович, кто будет определять, платной или бесплатной должна быть дорога?

Сергей Иванов: Чтобы избежать двусмысленности, такое решение могло бы принимать правительство. Участков, где теоретически возможны платные дороги, в России не так уж много. Могу их навскидку перечислить: Москва - Рига, Москва - Минск с выходом на Польшу, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Ростов, Краснодарский край. Все, у меня список на этом закончился.

РГ: И когда их начнут строить?

Иванов: В прошлом году мы утвердили государственные гарантии инвестору на строительство платных дорог. Осталось принять еще один документ и начнем строительство платной магистрали Москва - Питер. Сразу выведем из транспортной блокады аэропорт Шереметьево. С каким трудом сейчас туда добираются пассажиры, хорошо известно. А за счет новой дороги от МКАД до аэропорта можно будет домчаться за 5 минут. Без единого светофора, без единой остановки и развязок сразу вылетаешь в Шереметьево и дальше - на Зеленоград и Питер.

Другая трасса пойдет в обход Одинцово и Минского шоссе с его бесконечными пробками. Назову еще Западный скоростной диаметр в Питере. Он пойдет из порта, сразу минуя город, чтобы там фуры не ходили. Вот три первых проекта платных дорог, которые начнут реализовываться уже в этом году.

РГ: Схему оплаты уже продумали?

Иванов: Они бывают разные. Чаще всего процентов 80 за дорогу платит тот, кто по ней едет. Но в нашем законе предусмотрено льготное и даже бесплатное пользование коммерческой трассой. В частности, для милиции, ГИБДД, МЧС, "скорой помощи".

Что касается частных лиц, лично мне больше нравится принцип - кто пользуется, тот и платит. Это прозрачнее и яснее для потребителя.

РГ: Сколько будет стоить километр пути?

Иванов: Думаю, что стоимость проезда на каждой платной дороге определит правительство.

Могу сказать, что на первом участке магистрали Москва - Питер - от столицы до Зеленограда - с водителей будут брать от 3 до 5 рублей за километр. Конечно, многие будут такой ценой недовольны. Однако, если человек хочет ехать по шикарной дороге, без остановок, без светофоров и очень быстро, он должен иметь такую возможность. К тому же всегда предоставлен выбор бесплатной дороги.

РГ: Люди могут сказать: я же плачу транспортный налог. Мало того, что его повышают, так еще не пускают автомобилистов на хорошие дороги.

Иванов: Этот налог на имущество, и он идет в бюджет субъектов Федерации. Увеличивать его или нет, решает местный парламент. Ни в каких законах не сказано, что все собираемые транспортные налоги обязательно надо пускать на строительство дорог. На что регион решит, на то и потратит деньги.

С точки зрения дорожников, транспортников и моей собственной, это не совсем хорошо. Хотелось бы, чтобы такие средства расходовали целевым назначением, в том числе на дороги. Есть поручение президента изучить возможность и целесообразность возрождения Дорожного фонда, который в 2002 году почил в бозе. Пока он работал, в субъектах РФ худо-бедно, но строили новые и поддерживали по нормативам старые дороги. Думаю, в течение этого года мы определимся с решением.

РГ: А нельзя соединить транспортный налог с платой за пользование коммерческой дорогой?

Иванов: Это совершенно разные вещи. Когда отдаешь деньги за проезд по качественной дороге, все до копейки идет на содержание именно этого участка дороги.

РГ: А из транспортного налога - как правило, ни рубля.

Иванов: Мы дали регионам возможность не только повышать или понижать транспортный налог, но и учитывать автомобильный транспорт - что это за машина, сколько ей лет, какой у нее литраж. Ведь российский народ, в отличие от европейского, к сожалению, любит ездить по городам на "Хаммерах".

Это прямо азиатчина какая-то. И экономики здесь никакой - постоянно мешаешь движению, не запаркуешься. С таких машин мы дали возможность брать налог по максимуму. Аналогичная ситуация с 20-летними "развалюхами", которые атмосферу в городах загадили. Надо соединить потребности защиты окружающей среды и стимул покупать качественный малолитражный автомобиль с двигателем европейского экологического стандарта.

Люфты по транспортному налогу мы предусмотрели, и уже дело региона, как ими воспользоваться. Не станут ничего менять, им никто ни слова не скажет.

РГ: В такое верится с трудом.

Иванов: Я уверен, что какой-то единой политики тут не будет. Экономические сильные регионы, скорее всего, налог повысят. А слабые этого делать не станут.

Есть ведь еще идея изменить транспортный налог дополнительными акцизами на бензин. То есть вводить его в цену топлива. Но это уже федеральная функция. Тогда мы должны отменить транспортный налог и заменить его фиксированным акцизом с определенными градациями, например, по литражу машин. В принципе это справедливо. Если ты ездишь, значит, платишь. Если у тебя автомобиль больше в гараже простаивает, то расходы маленькие. Такое решение тоже возможно.

В Москву по льготному билету

РГ: В прошлом году некоторые категории дальневосточников - молодежь младше 23 лет и пожилые люди после 60 - покупали авиабилеты в Москву по льготной цене. Это право за ними сохранилось?

Иванов: Хочу вначале сказать, почему мы приняли такое решение. Я много раз бывал на Дальнем Востоке и хорошо запомнил справедливые жалобы людей, которые еще в 2004-2005 годах говорили: слетать в Пекин им гораздо проще, чем в Москву. Такая у нас страна, что многие дальневосточники много раз бывают в Китае, летают в Индонезию, из Кореи не вылезают, а посетить столицу своей Родины или Петербург не имеют возможности.

Была поставлена задача что-то сделать в этом плане. В прошлом году мы такую программу начали, открыли к ней доступ всем субъектам Дальневосточного федерального округа. В итоге российские авиакомпании перевезли в Москву, Питер и Сочи несколько сотен тысяч пассажиров по льготному тарифу - за половину реальной стоимости билета.

Исходя из финансовых возможностей, а это 1 миллиард 300 миллионов рублей, мы выбрали определенную категорию людей - молодежь до 23 лет и пенсионеров старше 60. Максимально упростили процедуру получения ими льготы. Показываешь паспорт, платишь деньги и тебе вручают билет. Эта программа отработала в прошлом году, и мы ее переводим на постоянную основу. Специальным постановлением правительства вводятся правила субсидирования таких перевозок на 2010 год. Сумма увеличивается до 2,5 миллиарда рублей.

РГ: Новых льготников там не предусмотрели?

Иванов: Категории прежние. Но изменения есть. Прежде всего временные рамки льготного режима расширяются на два месяца. В прошлом году это был май - сентябрь. Теперь они совпадут с летним расписанием в нашей авиации - с 1 апреля по 31 октября.

По действующим правилам, только половина кресел в самолете может быть заполнена льготниками. Теперь установлено, что если на этом маршруте летает самолет российского производства, то он может принимать на борт хоть сто процентов пассажиров-льготников. Это, между прочим, хороший стимул авиакомпаниям приобретать наши самолеты. Ведь разницу в стоимости билетов им компенсирует государство.

И третье нововведение. С нынешнего года мы добавили в эту программу два города Сибирского федерального округа - заполярный Норильск и столицу Республики Тыва - Кызыл.

Между тем

Конкурс по возведению платной автотрассы Москва - Санкт-Петербург выиграла французская компания, которая имеет большой опыт дорожного строительства и эксплуатации. По словам вице-премьера Сергея Иванова, на коммерческой магистрали очень важен менеджмент, управление. Нужно понять, как там собирать плату за проезд, как устроить заправки и пункты сервиса, как расставить дорожные знаки, как организовать движение и обеспечить его безопасность.

- Признаюсь, что мы впервые сознательно сформулировали условия конкурса так, что его мог выиграть только глобальный игрок на этом рынке, - не скрывал заместитель председателя правительства. - Нам нужен образчик того, как грамотно и качественно нужно строить дороги. Чтобы на его примере учить наших специалистов.

Дороги Вице-премьеры