Биробиджанская таможня передала право собственности на пограничные сооружения перехода "Амурзет" на российско-китайской границе новому владельцу. Федеральное имущество многостороннего пункта пропуска на реке Амур взяло на баланс ФГУ "Росгранстрой".
Проблема разграничения собственности на погрансооружения на Дальнем Востоке стоит более остро, чем в других регионах страны: государству здесь принадлежит только 20 процентов пограничных переходов.
- Погранпункты в пределах Дальневосточного федерального округа отличаются низкой пропускной способностью и слабой обустроенностью, - сообщил член межведомственной комиссии полномочного представителя президента РФ в ДФО по пограничной политике Евгений Новосельцев. - Инфраструктура большинства пунктов пропуска относится к различным формам собственности.
Кроме того, на границе действуют несколько ведомств - пограничное, таможенное, а также транспортный, ветеринарный, санитарно-карантинный контроли.
По информации аппарата полпреда президента РФ в ДФО, попытки увеличить пропускную способность переходов через государственную границу при существующей инфраструктуре, привести стандарты системы пропуска к общемировому уровню успеха не достигли.
Особую тревогу вызывает состояние противопожарной безопасности на пограничных переходах. Из проверенных объектов более четверти не соответствуют элементарным противопожарным нормам, свыше 10 процентов - вне зоны действия подразделений пожарной охраны.
Теперь за обустройство границы отвечает специальное федеральное ведомство - Росграница. Брать на свой баланс пункты пропуска оно начало с автомобильных переходов, за которые раньше отвечала таможня - на очереди и пробки на них больше всего жалоб.
- Пропускной пункт "Амурзет" - смешанный, - пояснила "РГ" помощник руководителя Дальневосточного территориального управления Росграницы Наталья Макаревич. - В период навигации он является речным, во время ледостоя - автомобильным. По завершении официальной процедуры передачи имущества Росграница приступит к выполнению одной из своих основных задач - эксплуатации пункта. Сейчас его фактическая пропускная способность - 800 тонн грузов, 45 автобусов и 200 человек в сутки. Проектная мощность достигнута только по автобусам, объем грузов и количество физических лиц, пересекающих границу, вдвое меньше запланированного.
После автомобильных погранпереходов на очереди железнодорожные, морские и воздушные. Мониторинг, который накануне закончили специалисты Росграницы, показал: ряд из них подлежит закрытию.
- В Сахалинской области функционирование морских пропускных центров "Александровск-Сахалинский", "Углегорск" и "Поронайск" экономически нецелесообразно, - отметил начальник отдела паспортизации и мониторинга Дальневосточного территориального управления Росграницы Алексей Лапинков. - Они будут сокращены. Чтобы компенсировать их закрытие, пункт пропуска "Холмск" будет переведен на круглосуточный режим. Всего после сокращения в области продолжат работу 11 морских пропускных пунктов. Десяти из них потребуется реконструкция.
В Республике Саха (Якутия) будет реконструирован воздушный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска "Якутск".
- Этот процесс будет вестись синхронно со строительством авиатерминала, ввод в действие которого планируется в 2012 году, - сообщил генеральный директор ГУП "Аэропорт-Якутск" Андрей Илларионов.
Эксперты полагают, что в систему пропуска через государственную границу Российской Федерации следует внедрить межведомственную интегрированную автоматизированную информационную систему (МИАИС). Ведь к числу главных недостатков существующего положения дел на границе следует отнести и усложненный, основанный исключительно на работе с бумажными документами, порядок оформления транспортных средств в пунктах пропуска.
- Современные пункты должны использовать новые типовые схемы пропуска через государственную границу, - подчеркнул член межведомственной комиссии по пограничной политике Анатолий Бурый. - Их необходимо оснастить средствами, которые позволят своевременно предоставлять контрольным органам необходимую информацию на основании юридически значимых электронных документов.
Эти документы участники внешнеэкономической деятельности будут направлять заблаговременно.
Причем за счет электронного взаимодействия будет снижена стоимость такого контроля.
К проблемам обустройства границы на Дальнем Востоке привлечена и общественность: при территориальном управлении Росграницы образован общественный совет. В его состав вошли представители деловых кругов, общественных объединений, научных учреждений. Средства массовой информации Дальневосточного федерального округа представляет корреспондент "РГ". В общественном совете при ДВТУ Росграницы сформированы две комиссии.
- Одна будет изучать и обобщать передовой международный и отечественный опыт обустройства государственной границы для его распространения и использования органами исполнительной власти Дальневосточного федерального округа, - отметил руководитель управления Виктор Елютин. - Другая - осуществлять мониторинг и анализ эффективности деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также вырабатывать предложения по совершенствованию их работы.
Виктор Ишаев, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе:
- Исполнительные власти дальневосточных субъектов Российской Федерации и территориальные органы федеральных министерств и ведомств должны урегулировать принадлежность пограничных переходов. Им следует принять меры по переводу частных имущественных комплексов и земельных участков пунктов пропуска в федеральную собственность.