Все новогодние праздники расположенный в самом центре Краснодара бронзовый памятник Александру Пушкину был одет в длинную красную шубу.
Изумленным горожанам оставалось только гадать, кто нахлобучил на его голову колпак Деда Мороза и спрятал известный всем бронзовый лик за большой белой бородой.
Зрелище для народа?
"Александр Сергеевич, простите нас", - написал кто-то мелом у подножия монумента, но надпись быстро стерли, из чего народ сделал вывод, что столь необычный наряд светоча отечественной поэзии будто бы санкционирован кем-то "сверху". На это вроде бы намекал и тот факт, что "костюмчик" специально подгоняли под стоящую на постаменте трехметровую бронзовую фигуру, а наряжали ее верхолазы.
- Я была возмущена увиденным, - делится впечатлением заслуженная артистка Кубани Элеонора Герасимова. - Считаю это глумлением над памятью великого поэта. И такого же мнения придерживаются все, с кем встретилась в тот день на площади. Причем возмущались не только мои ровесники, но и молодые люди.
Некоторые ребята иронизировали, что, по логике устроителей переодевания монумента, надо было стоящую неподалеку бронзовую императрицу Екатерину нарядить Снегуркой. Или для потехи одеть в красный кафтан казака перед зданием краевой администрации, а коню под ним приделать, к примеру, оленьи рога. Вот тогда народ мог бы от души повеселиться...
Но, похоже, эти памятники кто-то все-таки отнес к кубанским святыням и символам, а вот с Пушкиным решили не церемониться. В результате десять дней он простоял в роли ряженого в самом центре Краснодара - на виду у властей города и края. Однако никто не нашел нужным вмешаться в этот "маскарад".
Злоключения памятника
Стоит напомнить, что вокруг скульптуры не первый раз случаются разные казусы. Он был установлен в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта. Место выбирали долго, пока не остановились на площади рядом с краевой библиотекой имени Пушкина. Тогда там росли березки, были разбиты клумбы с цветами, а вдоль красивой аллеи стояли лавочки. Здесь любили гулять мамы с колясками, а влюбленные читали друг другу стихи.
На Кубани Александр Сергеевич побывал в 1820 году вместе с семьей генерала Раевского по дороге из Пятигорска в Тамань, а оттуда - в Крым. В Екатеринодар они прибыли в августе. Были здесь недолго, проездом, но казачий град оставил в памяти молодого поэта яркое впечатление. "Видел я берега Кубани и сторожевые станицы - любовался нашими казаками: вечно верхом, вечно готовы драться, в вечной предосторожности..." - напишет он позже в письме к брату.
- Почти двадцать лет я работал над созданием "кубанского" образа Пушкина, побывавшего здесь в 19-летнем возрасте, - говорит автор скульптуры Владимир Жданов. - Таким и изобразил его - юным, мечтательным, возвышенным, смотрящим вдаль, на берега реки Кубань.
Но на просторе поэту пришлось стоять недолго: его отодвинули в сторону, освободив площадку под здание краевого суда. До сих пор остается загадкой, кто распорядился отдать под него почти целый квартал в самом центре города: совета у общественности, по крайней мере, никто не спрашивал. Известные краеведы пытались возмущаться, направляли петиции в разные инстанции, однако стройка продолжается, и сейчас здание с колоннами практически готово. Оно заняло всю площадь, памятник поставили напротив библиотеки, оставив взор поэта без привычного простора.
Авторы в тени
Журналисты тщетно пытаются разыскать автора идеи: и краевые, и городские власти от нее открещиваются. Может, кому-то заразительным показался пример Челябинска, где 12-метровую каменную скульптуру, олицетворяющую мощь и силу Южного Урала, решили сделать символом Нового года? Но в красный кафтан здесь нарядили обезличенную фигуру. На Кубани же ряженым сделали гениального поэта, обязав сотрудников краевой библиотеки провести возле преобразившегося памятника литературный праздник. Мол, сам Пушкин был большим шутником, вот и над ним подшутили. По словам директора Пушкинской библиотеки Виктории Гончаровой, участники состоявшегося литературного праздника остались довольны.
А вот у автора памятника, заслуженного скульптора России Владимира Жданова мнение однозначно.
- Это свидетельствует не просто о бестактности, но о вопиющем бескультурье, - убежден он. - Меня даже не поставили в известность о происходящем, как когда-то не соизволили посоветоваться по поводу переноса памятника. Ведь прежнее место было просто великолепным: юный поэт стоял на просторе, за его спиной находился известный всем дом атамана Бурсака, сбоку библиотека, рядом должны были достроить книгохранилище: даже памятный камень там установили и деньги на строительство, насколько знаю, выделили. И вдруг планы резко поменялись. Раньше подобные вопросы не могли решаться без участия художественного совета, а сейчас, мне кажется, и подобного совета уже нет. Вот и появляются на городских улицах случайные, китчевые скульптуры, а памятники, воспевающие нашу историю и духовность, почему-то постоянно мешают нашим чиновникам.
Известный кубанский историк, член Союза архитекторов России Виталий Бондарь назвал Краснодар городом блуждающих монументов. Здесь современные памятники с завидным постоянством переносят с места на место, а утраченные произведения монументального искусства почему-то восстанавливают не там, где они стояли раньше, как это произошло с собором Александра Невского и Триумфальной аркой. И это, увы, уже становится печальной традицией.
Александр Аполлонов, скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств:
- Отношение к памятникам свидетельствует об эстетической культуре нашей власти. На Кубани, к сожалению, она крайне низкая. Отсутствие знаний в этой области избавляет чиновников от любых колебаний, а мнение профессионалов не просто не учитывают, а практически всегда делают наоборот.
Краснодар - большой город, и на каждом шагу проявляется варварское отношение к произведениям монументального искусства, к скульптуре. Иногда это курьез, как покрытие масляной краской бронзовой скульптуры, иногда - почти катастрофа. Так, памятник Солдату-Освободителю скульптора Ивана Шмагуна после нескольких невежественных обновлений утратил первоначальные пропорции, так удачно найденные автором, существенный урон понесли и фигуры на боковых рельефах, была нарушена цветовая гармония. А ведь художественный уровень этого памятника заслуживает как минимум бережного отношения и грамотной реставрации, а еще лучше - перевода в бронзу и гранит.
А в Новороссийске при строительстве набережной пострадал памятник Неизвестному Матросу - лучшее монументальное произведение скульптора Олега Коломойцева. При укладке тротуарной плитки была убрана часть постамента, что также исказило пропорции и общий замысел. Посоветоваться со специалистами никто не посчитал нужным.
Фонтан с фигурой святой Екатерины напротив Дома Союзов на улице Красной мог бы стать украшением города, но опять-таки из-за некомпетентности представителей нашей власти, выступающих в роли заказчика, отношение к скульптурной композиции неоднозначное. Недавно в Краснодаре проходило выездное заседание экспертного совета Союза художников России, на котором были высказаны существенные замечания к этой работе. Главные претензии связаны с разрезанным на части, продырявленным колоколом, поруганной, по сути, православной святыней. При виде его мне сразу вспомнился церковный колокол из города Грозного, который во время войны расстреляли вместе со священнослужителями. Сегодня эта святыня хранится в Андреевском монастыре Ставрополя.
А вот какую идею вкладывали авторы в расчлененный краснодарский колокол, так и осталось загадкой. И поразительно, что заказчик не увидел разрушительного характера самой идеи скульптурной композиции! Один чиновник сказал: "А мне так нравится", другой согласился. Поинтересоваться же мнением профессионалов никто просто не удосужился.
По-видимому, нечто подобное произошло и с памятником Пушкину, которому приклеили бороду и нарядили в подпоясанный кушаком красный кафтан. Хотели, говорят, устроить зрелище для народа. Вот и устроили...