Премьера в Екатеринбургском оперном театре реанимировала оперу, запрещенную почти сто лет назад: сначала из-за национальности автора, потом из-за 14 ангелов.
"Гензель и Гретель" 116 лет назад сочинил ученик Вагнера, "композитор одной оперы" Энгельберт Гумпердинк. В основе либретто мрачная сказка братьев Гримм про пряничный домик, который объели непослушные дети, и за это хозяйка домика, ведьма, попыталась запечь их в печи.
Сказка, дебютировавшая в Венской опере, до сих пор остается непременным рождественским атрибутом в Австрии и Германии. Охотно ставили ее и в России до 1914-го, потом оперу исключили из-за национальности автора.
Сейчас "Гензель и Гретель" поставили не только в Екатеринбурге - премьера состоялась и в московской частной "Русской опере", где сделали новый перевод либретто, скорректировали партитуру. В Екатеринбурге дирижер-постановщик Михаил Грановский, к сожалению, на сокращения не пошел: в неприкосновенности осталась и 15-минутная увертюра, на которую у редкого ребенка хватит терпения, и протяженные арии. Затянутый музыкальный материал "затормозил" и все действие. Кроме того, Грановский форсировал звучание оркестра, и музыка частенько перекрывает вокальные партии.
Поставила оперу Алина Чевик, чей "Монте-Кристо" в Московской оперетте вызвал большой интерес. Действие развивалось бы динамичнее, не будь настолько затянутыми отдельные музыкальные номера. Чтобы узнать подробности похождений детей в глухом лесу, злодейства ведьмы в деталях, надо, наверное, прослушать оперу не один раз.
А вот сценография Дмитрия Чербаджи вполне волшебная: стремительно меняются декорации, появляются разные чудеса вроде моторизованного летучего кресла для ведьмы, чудища с размахом ушей 1,8 метра или камина на светодиодах.