14.01.2010 00:30
В мире

Подходит к концу президентская избирательная кампания на Украине

На избирательных участках в Киеве много тренингов и циркуляров
Текст:  Павел Дульман
Российская газета - Федеральный выпуск: №4 (5083)
Читать на сайте RG.RU

Подходит к концу президентская избирательная кампания на Украине. Сегодня и завтра - последние дни агитации.

В субботу - "день тишины", перед началом полуфинала. Центр избирком рапортует о готовности провести честные и прозрачные выборы, а главные кандидаты вновь, как и пять лет назад, собирают своих сторонников на площадях.

За две недели до дня голосования на Украине вводится строгий мораторий на любое обнародование данных предвыборной социологии. Поэтому последние опросы, по сути, описывают электоральные настроения месячной давности, что следует учитывать при их оценке.

Симпатии украинцев в зависимости от региона проживания также не изменились. На западе страны лидирует Юлия Тимошенко. Здесь основной конкурент у нее Виктор Ющенко. Восток и юг страны по-прежнему вотчина Януковича. Примечательно также, что границы условного политического разлома постепенно размываются: рейтинги Януковича и Тимошенко в "неудобных" для каждого регионах благодаря активной рекламной кампании (не без использования различных форм административного ресурса) уже превысили порог арифметической погрешности. Но на общий фон это все же не влияет.

Результат голосования по Украине будет зависеть от жителей центра и севера страны, включая Киев. Здесь нет явного лидера. Следует отметить, что эта избирательная кампания, не в пример минувшим, проходит довольно лениво. На улицах Киева о политических баталиях напоминают только прошлогодние билборды с рекламой кандидатов и редкие агитационные палатки. Количество этих выборных атрибутов по сравнению с минувшими голосованиями уменьшилось в разы. Основная предвыборная борьба идет в публичной сфере. Кандидаты активно перемещаются по стране и раздают интервью. При этом дебатов между основными соперниками точно не будет: Янукович наотрез отказался встречаться в прямом эфире с Тимошенко.

Серьезную и дорогую рекламную кампанию, с пафосными встречами, громкими заявлениями и приглашенными поп-звездами, ведет только Юлия Тимошенко. Она лидер по присутствию в медийном пространстве и индексу цитирования. С другой стороны, статичность Виктора Януковича не должна вводить в заблуждение. Фактически он, в отличие от Тимошенко, не совершает ошибок и сохраняет рейтинг. Регионалы же на местах активно продвигают своего кандидата методом "от двери к двери" и готовят плацдарм в избирательных комиссиях всех уровней, стараясь обозначить свое присутствие даже в глухих карпатских селах.

Корреспондент "РГ" сам убедился в этом, побывав на избирательном участке в одной из киевских школ. В классе, обклеенном плакатами с данными кандидатов, скучала студентка, представившаяся Катей (без малого пятую часть состава комиссий составляет молодежь от 18 до 30 лет).

Она член комиссии, дежурит, ждет сознательных граждан, уточняющих свои данные в списках. Если честно, то поработать на участке ей предложила мама. Это прибавка к стипендии, да и просто интересно взглянуть на политический процесс изнутри.

Визитеров во время дежурства приходит немного, десяток-полтора за день. Зато много инструктажа, тренингов и циркуляров, которые нужно принять к сведению. По ее оценке, к голосованию все готово. Осталось только урну опечатать.

Рейтинг основных кандидатов в президенты Украины

Украина