15.01.2010 00:40
Власть

Правоохранители предлагают ввести наказание за организацию азартных игр в Интернете и средствах связи

Правоохранители предлагают ввести наказание за организацию азартных игр в Интернете и средствах связи
Текст:  Михаил Фалалеев Владимир Федосенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №6 (5085)
Читать на сайте RG.RU

Жалобы на ушедший в подполье игорный бизнес дошли до президента России. Только за месяц на личный сайт Дмитрия Медведева поступило 21 обращение, проверять которые было поручено Ген прокуратуре.

Прокуроры проверили все жалобы, нашли нарушения, наложили штрафы и даже направили представления в суд. Но, как считают многие прокурорские работники, проблему подпольных азартных игр надо решать иначе - менять законодательство. Такого же мнения придерживаются и в МВД.

После закрытия 1 июля заведений игорного бизнеса вполне официально заработали пункты ставок букмекерских контор, компьютерные и лотерейные клубы, лотерейных терминалов.

Казалось бы, все законно, однако люди жалуются: игорный бизнес не только остался, но и стал более жестоким и наглым. Появились новые виды мошенничества, от которого страдают прежде всего простые люди. Воротилы игорного бизнеса нашли лазейки в законодательстве и изобрели более изощренные способы "отъема денег" у населения. Теперь заработали так называемые суррогатные технологии.

Источники "Российской газеты" в правоохранительных органах рассказали, что существуют два основных способа легализации игорного бизнеса с использованием модифицированного оборудования. Первый способ - когда организатор позиционирует себя с правовой точки зрения как распространитель лотерей. Действительно, есть Федеральный закон "О лотереях", причем - весьма либеральный. Самое главное в нем - отсутствие жестких требований к лотерейному оборудованию и его сертификации. То есть надо всего лишь поменять название, например, рулетку переименовать в лотерею. Технология игры остается очень близкой к прежней, меняются лишь некоторые, не самые главные детали и нюансы.

Второй способ - это когда организатор азартных игр называет себя посредником по предоставлению услуг телекоммуникационных сетей, средств связи и Интернета. И ссылается при этом на Закон "О связи". Что важно - он не несет никакой ответственности за предоставление доступа пользователя к игровым порталам. А расчеты с клиентами новоявленные крупье в обоих случаях маскируют под оплату услуг. То есть впору говорить о массовом мошенничестве.

По данным Федеральной налоговой службы, в Государственном реестре лотерей зарегистрировано 1002 всероссийские лотереи и 1605 стимулирующих лотерей (действует 136). Из зарегистрированных в России 142 юридических лиц - организаторов лотерей, в Москве находятся 118.

При этом наше законодательство устроено так, что даже налоговые органы не могут контролировать эти лотереи. Только в Москве каждая лотерейная точка в полгода платит налог всего около 2 тысяч рублей. А так называемые "стимулирующие" лотереи - например, "За закон и правопорядок" - не перечисляют в бюджет города вообще ничего. Они якобы направлены на стимулирование продаж и услуг и де-юре не влекут возникновения прямого дохода.

Более того, лотерейное оборудование не подлежит постановке на учет в налоговых органах. Закон "О лотереях" не предусматривает вообще каких-либо ограничений по месту размещения такого оборудования. Его, по желанию собственника, можно установить где угодно, в том числе на улице и в общественных местах. Что и происходит.

Если власти не могут контролировать эти конторы, то что говорить о простых гражданах, решивших сыграть в лотерею? Их проигрыш - запрограммирован, причем процент такого исхода намного выше, чем в "обычном" казино. И ничего никому не докажешь.

После официального закрытия игорного бизнеса мошенники переместились и в виртуальное поле. Бывшие организаторы азартных игр перешли на предоставление интернет-услуг в компьютерных клубах, интернет-кафе и развлекательных интернет-центрах. Эти заведения вообще оказались вне поля зрения закона - в нормативных актах отсутствуют требования к их размещению и порядку функционирования. Они не относятся к объектам лотерейного бизнеса, не являются объектами культуры или образовательной сферы. И опять же практически невозможно понять и проконтролировать, как, когда и почему с игрока взимают деньги. Люди жаловались, что с их счетов испарялись средства якобы за игру в спортивный покер, хотя они о своем участии даже не подозревали.

Милицейские аналитики предлагают внести изменения в Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях. По их мнению, надо установить уголовную и административную ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с использованием игорного оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернете и средствах связи.

Госуправление Криминал