В этом году государство намерено снять с себя ответственность за деятельность бюджетных учреждений и полностью реформировать их, дав автономию.
Депутаты Госдумы в срочном порядке готовят к рассмотрению новый законопроект о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений, который был внесен правительством в последние дни уходящего года. Если законопроект будет принят, то к 2011 году все бюджетные учреждения поменяют условия своей деятельности. В частности, бюджетникам предоставят право заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Будут расширены их права по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом (кроме особо ценного). Изменятся механизмы финансового обеспечения. Кроме того, будет создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение. Дав свободу, государство снимет с себя субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений.
Эксперты называют инициативы правительства революционными, отмечая, что после реформы новые бюджетные учреждения смогут составить серьезную конкуренцию коммерческим предприятиям.
"Внесенный на рассмотрение законопроект разработан с целью радикального реформирования бюджетного сектора экономики, - говорит Светлана Борисова, д. э. н., заместитель генерального директора по экономике ФГУ "Редакция "Российской газеты". - Предполагается за короткий период времени перевести значительную часть бюджетных учреждений со сметного бюджетного финансирования их деятельности на частичное, т. е. финансирование государственных (муниципальных) заданий в виде субсидий".
Если предложенные нормы будут приняты, то новые бюджетные учреждения будут освобождены от многих ограничивающих свободу предпринимательства законодательных норм, отметила эксперт. Речь идет не только о возможности ведения приносящей доход деятельности, но и, что главное, самостоятельном распоряжении полученными от нее доходами. "Сейчас эти доходы являются доходами бюджета, поэтому у действующих в настоящих правовых условиях бюджетных учреждений нет нормальных стимулов к зарабатыванию дополнительных доходов, обновлению основных фондов, оптимизации сложившихся расходов, - считает Борисова. - Последнее происходит, как правило, лишь в связи с вынужденным сокращением бюджетного финансирования".
Имущество бюджетных учреждений, по словам эксперта, по-прежнему будет закреплено на праве оперативного управления и позволит им оказывать одновременно и государственные услуги, и любые другие, с которыми они смогут выйти на соответствующие рынки. "Думаю, что бюджетные учреждения, способные развить новые виды приносящей доход деятельности смогут составить реальную конкуренцию коммерческим организациям", - уверена Борисова.
Хотелось бы отметить, что и сегодня, по данным правительства, большинство бюджетных учреждений уже включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы. Так, в 2008 году из 9997 федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, 3786 учреждений (37,9% от их общего числа) имели долю доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме их финансового обеспечения более 40%, в том числе 1030 учреждений полностью финансировались за счет таких доходов.
Однако, как отмечают эксперты, сегодня государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений. Другими словами, если у бюджетника не хватит денег, чтобы заплатить за работы или услуги коммерческой организации, государство все оставшиеся расходы возьмет на себя. Поэтому бизнес всегда с охотой участвовал в государственных контрактах. Новый законопроект, по словам Андрея Приходько, руководителя департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит", вносит достаточно существенное изменение правового статуса бюджетных учреждений, которые в основном направлены на повышение "автономности" их от государства и снятие с государства ответственности за деятельность данных учреждений.
Получается, что в случае принятия закона прикрывать спину бюджетникам станет некому, по всем платежам отвечать придется самостоятельно.
Между тем, как отмечает Приходько, в законопроекте также прописана более "жесткая" форма бюджетной организации - казенное учреждение, которая гораздо меньше наделена правами, чем бюджетное учреждение, причем все доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, казенного учреждения будут зачисляться в бюджет, т. е. будет являться дополнительным источником пополнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
"Казенное учреждение - это организационно-правовая форма, которая, по сути, представляет собой действующую в настоящее время форму бюджетного учреждения, - пояснила Светлана Борисова. - Отличие лишь в дополнительном ограничении в виде зачисления доходов от приносящей доход деятельности с 2011 года в соответствующий бюджет". По словам эксперта, в настоящее время эти доходы остаются на лицевых счетах и на практике расходуются самостоятельно. В свою очередь новая версия бюджетного учреждения максимально приближена к действующей форме автономного учреждения. "Следует отметить, что переход бюджетных учреждений в автономные согласно Федеральному закону "Об автономных учреждениях" на федеральном уровне крайне затруднен, т. к. требуется принятие правительственных решений по каждому учреждению, - отметила Борисова. - По этой причине некоторые федеральные бюджетные учреждения, заявившие о своем решении стать автономными более полутора лет тому назад, до сих пор остаются в прежней организационно-правовой форме. В свете данного законопроекта, возможно, им следует переосмыслить решение о переходе в автономное учреждение. В связи с чем требуется разработка закона о бюджетных учреждениях, который бы помог руководителям принять окончательное решение о статусе государственного (муниципального) учреждения, оптимальном для конкретных условий их функционирования".
Для обывателя законопроект должен расставить по местам, что такое государственные услуги и кто их оказывает. Потому что сегодня для многих нет разницы между государственными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ГУП и МУП). Как рассказала РБГ Надежда Ерилова, руководитель департамента налогов и права УК "Независимые директора", до сих пор выражения "ГУП" или "МУП" воспринимаются многими как свидетельство "бюджетности" таких предприятий. "Всевозможные ГУПы являются прежде всего коммерческими предприятиями, однако зачастую выполняют функции оказания государственных услуг, а нередко - и контрольно-надзорные, - говорит эксперт. - И опять же, многими эта ситуация воспринимается как нормальная - ведь есть же слово "государственное", значит, и полномочия государственные есть.
Налицо - заблуждение участников публичных и частных отношений относительно статуса такого предприятия, да и относительно собственного статуса в отношениях с таким предприятием. А здесь и благодатная почва для взращивания коррупции и всяческих злоупотреблений. Хочется надеяться, что в результате наконец и без специальных познаний люди смогут разобраться в том, какие юридические лица лишь зарабатывают на них деньги, а какие оказывают государственные услуги, кто из них вправе взимать с граждан и юридических лиц плату за выполнение своих функций, а кто должен делать это бесплатно, кто вправе выполнять контрольные функции и в каких пределах".