19.01.2010 00:20
Экономика

Александр Пироженко: Развитие конкуренции должно стать приоритетом для каждой региональной администрации

Российская Бизнес-газета - : №2 (735)
Читать на сайте RG.RU

Александр Пироженко, и.о. Директора департамента государственного регулирования в экономике и развития конкуренции Министерства экономического развития РФ:

Бизнес, потребители и власть должны перейти к прямому диалогу

В последних числах уходящего года в правительство России был представлен доклад о мерах по развитию конкуренции на рынках нефтепродуктов. В нем предложено разделить оптовый и розничный виды деятельности внутри холдингов вертикально интегрированных компаний. А также обязать компании продавать часть нефтепродуктов на бирже.

Также были направлены в правительство доклады о мерах по развитию конкуренции в ритейле и агропромышленном комплексе, авиатопливообеспечению.

Все эти документы увидели свет благодаря Программе по развитию конкуренции в РФ, которая была принята в мае 2009 года. Согласно этому документу работа будет вестись по двум большим блокам: отраслевому и региональному.

В программе выделены 19 отраслей, в которых необходимо принять специальные меры по развитию конкуренции. То есть создать условия, максимально благоприятные для входа новых игроков на эти рынки. Среди таких отраслей, кроме тех, о которых я уже упомянул, это строительство и строительные материалы, фармацевтика. Не остались в стороне и социально ориентированные отрасли - здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство.

Не призывайте покупать местное

К 1 марту 2010 года каждый субъект РФ должен подготовить свою региональную программу по развитию конкуренции. Наше министерство является координатором этой работы. Сейчас уже более 60 регионов представили свои проекты. Однако проекты программ нуждаются в доработке. Многие регионы подошли к подготовке программ формально: конкретные проблемы не сформулированы, решения предложены в духе "совершенствовать", "развить" и т.д.

Более того, ряд проектов программ содержат меры, которые не развивают, а, напротив, ограничивают конкуренцию. Например, известный всем слоган - "Покупай "-ское"!" То есть какое-нибудь - нижегородское, тюменское, вологодское и т.д. В принципе, это неплохой ход в поддержке местного производителя, но только если регион не переходит грань, не начинает устанавливать некие квоты для местного товара, не ограничивает ввоз. Другие субъекты РФ, такие как Татарстан, Башкирия и Краснодар, увлеклись ограничением на рынке алкоголя. Они наклеивают свои собственные марки, не допуская поставщиков из других регионов. Или другой пример - в Нижегородской области устанавливают квоты для магазинов по продаже продуктов питания местного производства. Если это просто информационная компания, то, пожалуйста, проводите, поддерживайте местного производителя. Но не увлекайтесь.

Программы - по рейтингу

Чтобы качество программ соответствовало реализации задачи по развитию конкуренции, мы направили в адрес губернаторов две серии методических рекомендаций по разработке программ. Мы рассчитываем, что программы станут не очередной никому не нужной бумагой, а реальным инструментом экономической политики. Это произойдет только в том случае, если разработка и обсуждение проекта программы будут вестись открыто, публично, с привлечением местных экспертов, предпринимателей, территориального управления Федеральной антимонопольной службы. Идеально, если обсуждение региональной программы будет организовано в Интернете, скажем, на официальном сайте администрации или специально созданном для этого портале. Такой подход позволит собрать реальные проблемы и сформулировать их решения. Такой же подход мы будем требовать от регионов и по реализации программы - открыто, публично.

Чтобы стимулировать региональные администрации к подготовке более качественных программ, мы введем рейтинг проектов программ.

На сегодняшний день наиболее проработанные, но все же нуждающиеся в совершенствовании региональные программы по развитию конкуренции были представлены Ставропольским краем, Липецкой областью, Карачаево-Черкесской Республикой, Оренбургской, Пензенской и Воронежской областями.

Приглашение к диалогу

5 февраля состоится конференция "Конкурентная политика в регионах Сибирского федерального округа" с участием министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной. В рамках этой конференции пройдет семинар для разработчиков программ и "круглый стол" по рынку нефтепродуктов.

Такого рода практические мероприятия мы планируем провести во всех федеральных округах. Диалог поможет быстрее выявить конкретные проблемы, мешающие конкуренции, и более эффективно обсудить имеющиеся проекты программ. На семинары и конференции будем приглашать предпринимателей, бизнес-объединения, экспертов, представителей научного сообщества - все заинтересованные стороны.

Наш департамент также готовит короткие резюме на каждую региональную программу, которые затем публикуются на сайте минэкономразвития. Это делается как раз для вовлечения в дискуссию местных предпринимателей, экспертов, чтобы они могли ознакомиться с проектом и дать свои предложения, замечания. Ведь 200 страниц не самого увлекательного текста программы не каждый осилит.

Новый портал

Задача нашего департамента и министерства в целом - добиваться того, чтобы развитие конкуренции стало приоритетом для каждой региональной администрации. Ведь многие из них до сих пор отмахиваются, и в итоге, по нашим сведениям, именно в таких регионах более высокие цены на продукцию по сравнению с соседями. Уже в начале этого года в сети Интернет будет запущен специальный портал, где можно будет в интерактивном режиме любому пользователю дать свою оценку конкурентной среды и предложения по необходимым действиям в отраслях и регионах. Главное - будет создано новое информационное поле в системе бизнес - власть - потребители, которого так сейчас не хватает, прежде всего бизнесу.

Макроэкономика Госуправление Бизнес Минэкономразвития