"Россия не разрешит новые прямые чартерные рейсы из Грузии до переговоров авиавластей двух стран", - заявила вчера пресс-служба Минтранса России. Только начало официальных переговоров между Россией и Грузией о авиадолгах повлияет на прямое воздушное сообщение между ними.
В свою очередь эксперты настаивают, что дело не только в долгах, а и в отсутствии дипотношений. При этом переговоры возможны только при полноценном их восстановлении между двумя странами, которые были прерваны в 2008 году. Тем не менее Москва пошла навстречу тем, кто хотел прилететь в гости на Новый год в Россию. Тогда прямые чартеры Тбилиси-Москва-Тбилиси были выполнены грузинским перевозчиком, у которого нет долгов перед российскими воздушными службами, 8-10 января 2010 года. После этого он направил запрос в минтранс об осуществлении полетов еще и 16, 18, 20 и 24 января. "Заявка для выполнения расширенной чартерной программы претендует на возобновление регулярного авиасообщения, требует переговоров авиационных властей двух стран", - сказали в минтрансе. Дата возможных переговоров пока не определена. Тем временем грузинская авиакомпания уже продала билеты на все свои рейсы, вплоть до 24 января.
Задолженность за аэронавигационное обслуживание 16 грузинских авиакомпаний, прекративших полеты в воздушном пространстве России, за период с 1994 по 2001 год достигла почти четырех миллионов долларов. В 2002 году авиационные власти России и Грузии договорились, что компания, которая летает вместо должника, обязана расплатиться за него. Увы, ситуация не менялась.
По мнению главного редактора агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, российские перевозчики теряют из-за отсутствия прямых перевозок с Грузией. Ведь граждане не перестали летать друг к другу, но им приходится пользоваться транзитом через другие страны: Армению, Азербайджан и Турцию. Учитывая спад перевозок, наши авиаперевозчики смотрят на эту ситуацию с сожалением. Они готовы начать полеты в Грузию, когда будут восстановлены дипсоглашения и гарантированы безопасность их экипажам, пассажирам и сохранность судов.