Правительство получило право в исключительных случаях корректировать цены на продовольствие.
С 1 февраля 2010 года вступает в действие Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", который дает такую возможность в том случае, если в течение 30 календарных дней цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории отдельного региона или нескольких субъектов Федерации поднимутся на 30 процентов и больше. О том, как это регулирование должно происходить на практике, в ходе "горячей линии" с читателями "РГ" рассказал статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов.
Можно и нужно
Российская газета: На какие продукты государство может с февраля регулировать цены?
Станислав Наумов: По предложению спикера Госдумы Бориса Грызлова и депутата Андрея Голушко в законе впервые предусмотрено право своевременного реагирования исполнительной власти на колебания цен, способные вызвать у покупателя чувство тревоги. Вслед за потребительской паникой обычно начинается дефицит, а вместо конкуренции на цивилизованном рынке - рост цен. В рамках современного понимания продовольственной безопасности речь идет о перечне как минимум из полутора десятка хорошо известных продуктов питания повседневного массового спроса - недорогих сортах хлеба, молока, мясных изделий и тому подобное. В первую очередь это продукты с ограниченным сроком реализации и чаще всего местного, регионального производства.
РГ: И все же перечень товаров, цены на которые можно регулировать, существует?
Наумов: Правительством РФ будет утвержден перечень продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.
Но существует ощутимая разница между "можно" и "нужно". В распределительной системе прошлого века тотальное регулирование торговли обычно затрагивало не только цены, но и ежемесячные объемы индивидуального потребления. Наличие перечня талонов на колбасу, масло и стиральный порошок не может стимулировать разнообразие и качество ассортимента. Мы от этого ушли навсегда. В более эффективной - рыночной - модели экономики ценовое регулирование в основном осуществляется косвенным образом. Например, для отдельных групп продовольственных товаров давно уставлена льготная ставка налога на добавленную стоимость. Это дает возможность производителям заметно снижать отпускную цену товара, а соответственно и в рознице цены ниже.
Перечень товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, утвержден еще при Викторе Степановиче Черномырдине в марте 1995 года. Кроме того, региональным органам исполнительной власти по утвержденному перечню так же предоставлено право вводить госрегулирование наценок, например, на продукты детского питания, на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общепита при школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Ключевая задача государства в сфере торговли - стимулировать разнообразие товаров, а, стало быть, развитие конкуренции.
Тридцать процентов - предел
РГ: Как практически будет регулироваться цена?
Наумов: Решение об установлении предельно допустимых розничных цен будет приниматься правительством. Механизм еще окончательно не утвержден. Но мы предполагаем, что он будет примерно следующим. Изменение цен будет отслеживаться на основании данных Росстата, но проверка может также начаться на основе обращения любого жителя региона. Если обнаружится, что, в большинстве торговых точек, в субъекте Федерации, где вы живете, розничная цена, например, на куриные яйца выросла за 30 дней больше, чем на 30 процентов, то в течение нескольких дней ценник на такой товар может быть скорректирован на територии всего региона. И не важно, была ли это череда еженедельных всплесков или ползучая инфляция.
При этом будет учитываться оценка ситуации на птицефабриках, молокозаводах и хлебокомбинатах, сделанная минсельхозом, и выводы о наличии или отсутствии ценового сговора между поставщиками и (или) продавцами со стороны антимонопольной службы. Консолидация "сил коллективного реагирования" позволит избежать серьезных ошибок с определением предельного значения цены на данный товар в данном регионе.
В любом случае, содержащиеся в законе механизмы регулирования отрасли должны свести к минимуму появление подобных случаев. Если же такая ситуация имеет место, то на период трех месяцев вводится указанное ограничение. На это время потребителю гарантируется стабильная цена на необходимый ему продукт питания. В свою очередь, через 90 дней (а, может быть, и раньше), когда ограничения перестанут играть стабилизирующую роль, на рынке данного товара могут (и должны) появиться новые, в первую очередь внешние поставщики. Они будут вместе с уже существующей розницей предлагать потребителю продукты питания по приемлемым, обоснованным ценам. Через какое-то время в этом регионе появятся и магазины, которые смогут позволить себе не включаться в спекулятивные игры местных оптовиков.
Главное -конкуренция
РГ: А если цена за 29 дней поднялась на 29 процентов, то закон не даст возможности государству вмешаться в ситуацию?
Наумов: Регулирование цен предусмотрено на случай, по сути, возникновения форс-мажорных ситуаций. Таких за последние девять лет в нашей стране по пальцам одной руки можно пересчитать. На каждый вызов, влекущий за собой фактический дефицит конкретного продукта, и сети, и поставщики сумели дать адекватный для потребителя ответ, используя принципы саморегулирования. Но для этого приходилось включать инструменты политического характера. Теперь же у правительства будет законодательная основа для своевременного администрирования на соответствующем по масштабу товарном рынке.
Основная повседневная задача закона: развитие конкуренции в рамках единого торгового пространства страны в самом важном сегменте продовольственных товаров повседневного спроса. На уровне бизнеса - это предложение потребителю товаров необходимого качества за меньшую, чем у конкурента, цену. У нас ведь что зачастую происходит? Возьмем город с численностью населения до 100 тысяч человек. На местном заводе не 10 партий по 100 булок хлеба сделают, заранее продумав, как их в десять ближайших магазинов и магазинчиков распределить, а выпекут, раз уж из года в год получается, сразу пару тысяч стандартных булок. Раньше это все как-то само расходилось, в том числе через собственную сеть.
Но времена меняются, в регион приходят сети. И теперь там, где невыгодно везти хлеб издалека, сильные производители диктуют условия покупателям как больших, так и малых партий их продукции. Если же не только диверсификацией, но и сбытом заниматься не получается, то проще всего звонко настаивать на совещаниях у главы региона, чтобы всю утреннюю партию, наполовину состоящую из будущих сухарей, в двух недавно открывшихся крутых супермаркетах взяли только на выгодных для поставщика условиях. Дополнительно произведенный объем можно сбывать где угодно на любых условиях. Критический настрой в отношении таких примеров вовсе не означает, что надо повсюду с запасом открывать - сохранять - поддерживать сразу два хлебокомбината или три молокозавода. В городе нужно развивать малый и средний бизнес - открывать сети из мини-пекарен и булочных. Наряду с уважительным отношением к деятельности крупного производителя (как и крупной сети, продающей весь его ассортимент), можно смело стимулировать прямые поставки из фермерских хозяйств. Торговля их продукцией тоже должна идти через инфраструктуру, устроенную по сетевому типу, - например, ярмарки выходного дня.
Министерство промышленности и торговли РФ
Адрес: 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, дом 7
Справочная: (495) 710-55-00, факс: (495) 710-57-22
Сайт: www.minprom.gov.ru