В селе Ясная Поляна Далматовского района не скрывают: если бы не детдомовские, школу давно бы закрыли.
Для сохранения своего статуса Яснополянская школа должна иметь больше пятидесяти учеников. А в селе и сорока не набиралось. А нет школы - нет села! Уже проверено.
Первая ласточка
Спасение пришло неожиданно. В Ясную Поляну на постоянное место жительства перебралась из города семья Деревягиных. И привезла с собой троих "патронатных" детей из Катайского детского дома. Татьяна Деревягина, по профессии педагог, работала в этом детдоме воспитателем. Когда свои трое детей подросли и стали самостоятельными, предложила взять на воспитание детдомовских. Муж и дети идею поддержали. Более того, супруг тоже оформился патронатным воспитателем и вместе с женой официально числится сотрудником Катайского детдома.
- Сначала я хотела взять одну девочку, - вспоминает Татьяна. - Но у нее оказались две сестры. Чтобы не разлучать, забрали всех Резниченко: Марину, Зину и Лену.
На новом месте переселенцы первым делом купили корову. Потом в хозяйстве прибавились овцы, лошади, гуси, куры, кролики. А в доме вскоре появились новые дети. Две сестренки из первой "тройки" уже выпорхнули из семейного гнезда. Сейчас у Деревягиных семеро детей: пятеро патронатных и двое приемных.
- Бабье царство! - улыбается глава семейства Петр Михайлович. - Всего мужиков-то: Гриша да я.
Гриша Снигирев заканчивает школу, помогает отцу управляться с животными.
Патронатное движение
Активная Татьяна Деревягина (она председатель школьного и член районного родительского комитета) очень скоро вовлекла в "патронатное" движение безработных односельчанок.
Раньше в Ясной Поляне был шикарный птичник, в нем трудилось почти все взрослое население. В 2002 году совхоз обанкротился, работы не стало, село поредело наполовину. Сейчас в нем проживает до 400 человек, большинство - трудоспособного возраста. Многие мужчины подались на заработки, кто - в ближайший город, кто - в соседний регион. Но женщины-то оторваться от дома не могут, а работы нет.
- Берите детей! - убеждала соседок Татьяна. - Польза большая для всех и со всех сторон. У сироток появится семья, у вас - работа.
Супруги Волосниковы решили попробовать - и взяли сразу троих. До этого ребятишек пыталась усыновить американская семья, но вернула обратно. Возможно, потому что дети оказались слишком активные. Когда Волосниковы взяли их первый раз на выходные, то шумные гости сразу сломали им мягкую мебель. Хозяева схватились за голову и уже было отказались от затеи. Но как только наступила следующая суббота - затосковали и снова поехали в детдом. Так и остались у них жить Таня, Дима Стрельниковы и Ваня Петров. Они - родные братья и сестра.
Яснополянцы постепенно начали разбирать детей из сиротских учреждений. Одних поставят на ноги - тут же берут других. Мужики стали возвращаться домой, некоторые даже переквалифицировались в профессиональных воспитателей. Сейчас в селе около сорока воспитанников из двух детских домов: Катайского и Далматовского. Благодаря им работу имеют 30 человек, в том числе 11 учителей. В школе учатся 65 детей, двадцать восемь из них - детдомовские. Пятеро ребятишек с четырех лет посещают группу кратковременного пребывания, так называемый местный детский сад, который разместился тут же в учебном заведении.
Родительский стаж
Ясная Поляна - это своеобразный вариант широко известной Детской деревни. Сельские и детдомовские дети здесь настолько перемешались, что трудно разобраться, где чей ребенок. Подобная "патронатная деревня" есть и в поселке Чашинск.
В мае 2004 года во время лесных пожаров поселок сгорел дотла. 125 воспитанников и сотрудников Кетовского детского дома, который размещался здесь, вывезли в Курган и временно разместили в оздоровительном лагере. Но никто из патронатных воспитателей от детей не отказался. Как только погорельцы получили жилье, они взяли детей в свои семьи.
Курганская область одна из первых на Урале занялась устройством детей-сирот в семьи. Благодаря этому количество сиротских учреждений в регионе с каждым годом сокращается. Например, в начале 2000-х в области было 20 детских домов, сейчас - двенадцать. Только за шесть месяцев 2009 года под опеку и в приемные семьи передано 400 детей (для сравнения: в 2008 году -1162 ребенка). На патронате находятся 300 человек, их воспитывают более 200 патронатных родителей.
Правда, недавно федеральный закон запретил передавать детей на патронат, и это сильно взволновало людей. Некоторые теперь задумались: брать детей или нет? Проблема в том, что патронатные воспитатели официально трудоустроены, у них идет стаж, а у приемных родителей такого нет.
Отстаивая на всех уровнях патронат, в главном управлении образования Курганской области тем не менее считают, что непристроенная трудовая книжка не явится препятствием и детей на воспитание брать меньше не станут.
- Если говорить о форме устройства ребят, то, по сути, нет никакой разницы между патронатом и приемными семьями, - говорит заместитель начальника главного управления образования Курганской области Павел Устюжанин. - И в зарплате приемные семьи не потеряют: как и патронатным, им на содержание одного ребенка платят по 4 тысячи рублей. Пенсию люди и без трудовой книжки заработают - взносы в Пенсионный фонд перечисляются.
По мнению Татьяны Деревягиной, прекращение патронатной системы уже негативно отразилось на детях. И это главный минус нововведения.
- В нашей семье двум девочкам исполнилось 18 лет,- говорит патронатная мама. - По закону я их должна вернуть в детдом. Но первая закончила 8 классов и имеет большое желание учиться в девятом, а вторая не успевает закончить у нас 11 классов. Неужели нельзя ничего придумать, чтобы не травмировать детей и дать им возможность доучиться там, где они воспитывались?
На этот вопрос пока никто не может ответить. К сожалению, так называемых социальных сирот при живых родителях (а в патронатных и приемных семьях, как правило, именно такие дети) меньше не становится. По данным УВД Курганской области, в прошлом году в суд направлено 227 материалов о лишении родительских прав, по которым принято 168 положительных решений.