21.01.2010 00:57
Власть

Для городов Уральского округа январский снегопад оказался страшнее атомной войны

Качество уборки снега в уральских мегаполисах вызывает недовольство населения и региональных властей
Текст:  Ольга Бабанова (УрФО) Алена Баталова Владимир Васин Владимир Ламин Валентина Пичурина
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5089)
Читать на сайте RG.RU

Рекордное количество осадков, выпавшее на Урале и в Западной Сибири в первых числах января, стало настоящим бедствием: кое-где со снежными завалами не справились до сих пор. В том, что мешает муниципальным властям организовать нормальную работу по уборке улиц, разбирались корреспонденты "РГ".

Снегопад страшней войны

Ликвидация последствий снегопада в Свердловской области затянулась, и неудовлетворительные дорожные условия стали причиной многих ДТП. Безобразное состояние улиц в населенных пунктах региона стало веским основанием для выволочки, которую устроил главам муниципалитетов губернатор Александр Мишарин.

В ответ на упреки главы области мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий развел руками: мол, действия на случай атомной войны у нас пошагово расписаны, а вот ликвидация последствий обильного снегопада столь четко не регламентирована. Естественно, такое заявление вызвало жесткую реакцию. Кстати говоря, существуют государственные стандарты, согласно которым, к примеру, пешеходные переходы должны быть расчищены в срок от четырех до шести часов, тротуары - от одного до трех. Организовать работу и выполнить эти нормативы, в отличие от введения военного положения, - прямая функция не государственной власти, а местного самоуправления.

- Коммунальные службы Екатеринбурга не обеспечили выход необходимого количества техники для ликвидации последствий обильного снегопада, - констатирует начальник отдела дорожного надзора УГИБДД ГУВД Свердловской области Дмитрий Кузнецов.

Представители горадминистрации в ответ сообщают, что в городе был создан штаб по ликвидации последствий снегопада, который возглавил лично мэр.

Тамара Благодаткова, председатель комитета по благоустройству администрации Екатеринбурга, ссылается на сложности, с которыми службы города столкнулись в авральной ситуации. За весь декабрь было вывезено 65 тонн снега, а за первые десять дней января - 70 тысяч тонн. Днем из-за большой плотности движения работало по 121 единице техники, ночью ее количество увеличивалось до 370.

Дополнительную спецтехнику для Екатеринбурга закупать не планируют. В 2009 году приобретено по семь грейдеров и снего-лаповых погрузчиков и восемь комбинированных дорожно-уборочных машин для каждого МУПа. Помимо того, купили специальную машину для уборки тротуаров. В обычном режиме техники хватает, а рассчитывать на пиковую нагрузку нецелесообразно из-за вероятного простоя техники и дополнительных трат.

В будущем для преодоления нештатных ситуаций администрация намерена сделать акцент на аренде машин у сторонних организаций. В этом году выход снегоуборочной техники увеличился на 50-60 процентов благодаря промышленным предприятиям, транспортным и дорожно-строительным компаниям. Дополнительные расходы, впрочем, тоже существенны: час работы грейдера стоит около тысячи рублей, ежедневно на дороги выходит 25-30 арендованных грейдеров. В дальнейшем планируется арендовать еще и снегоплавильную машину.

В глубинке ситуация порой хуже, чем в областном центре.

- Сельские населенные пункты не имеют договоров на содержание и обслуживание улично-дорожной сети. В ряде городов такие договоры заключены по факту выполненных работ, тендеры не проведены. Как следствие - нет и ответственных, по отношению к которым можно принять административные меры, - поясняет Дмитрий Кузнецов.

ГИБДД намерена обратиться за помощью в прокуратуру области, поскольку административные штрафы в размере двух-трех тысяч рублей не являются достаточной мерой против халатности.

Отметим, что 25 тысяч километров областной трассы были расчищены от снега в течение двух дней (в Екатеринбурге протяженность дорог составляет 1226 километров).

Нештатные помощники

Об обильных осадках, прогнозировавшихся на новогодние праздники, власти Челябинска были осведомлены заранее. Коммунальные организации даже составили несколько вариантов графика работы - на случай штатной и нештатной ситуаций. Однако интенсивность снегопадов превысила все ожидания.

Используемая в Челябинске пескосоляная смесь при температуре ниже минус 15 градусов начинает резко терять свои качества, а "содрать" ледяные наросты механически было невозможно из-за отсутствия в необходимом количестве грейдеров.

Жидкие реагенты теряют эффективность при тех же минус 15, при этом они в семь раз дороже и требуют особых условий хранения. Поэтому еще несколько лет назад в Челябинске решили отказаться от их использования.

К концу первой недели января главные проспекты Челябинска удалось расчистить, однако улицы в отдаленных от центра районах оставались заснеженными. Скорость транспортных потоков снизилась с 80 до 40 километров в час. По данным ГИБДД, только за первые 10 дней января в Челябинске произошло 986 ДТП.

Впрочем, пешеходам пришлось еще труднее. Работа управляющих компаний по очистке от снега дворов и внутридворовых проездов вызвала множество нареканий со стороны горожан и властей. К примеру, одна из УК, которая обслуживает 700 домов, располагала для этого единственным трактором. Персонал торговых точек и организаций, на которых возложена уборка закрепленной за ними территории, зачастую просто перебрасывал снег со своих участков на проезжую часть или соседние территории. Теперь в мэрии Челябинска будут требовать обязательного наличия у управляющих организаций собственного парка уборочной техники либо договоров с организациями, способными при необходимости оказать такие услуги.

К окончанию новогодних каникул на улицах боролось со снегом 200 единиц техники и до 3000 человек, число грейдеров, работающих в круглосуточном режиме, возросло практически вдвое. В праздничные дни с улиц Челябинска вывозили до двух тысяч тонн снега в сутки. К 18 января эта цифра достигла 40 тысяч тонн (за всю прошлую зиму всего было вывезено 148 тысяч).

Вывоз снега в Челябинске уже давно является обязательным условием уборки. С учетом этого работы обходятся недешево - 23 рубля за квадратный метр. Уборка "по полной" обошлась бы городскому бюджету миллионов в 200. Для сравнения: в 2006 году на уборку снега было потрачено 360 миллионов рублей. 

Основные работы на магистралях ведут муниципальное предприятие и связанные с ним договорами подряда организации. На попытке отдать эту сферу на откуп частникам несколько лет назад в Челябинске обожглись. Теперь со стороны привлекаются лишь помощники и только в экстремальной ситуации - это дешевле и эффективнее. В этот раз привлекли 11 предприятий и организаций, что позволило увеличить количество техники  практически вдвое.

Подрядчик без грейдера

В последнюю декаду декабря и первые десять дней января в Кургане выпало в 10 раз больше снега, чем за аналогичный период прошлой зимы. Неудивительно, что сразу появилось много желающих подзаработать на природном катаклизме. Газеты пестрят объявлениями: "Вывозим снег". Правда, услуга стоит недешево. Как рассказал руководитель одного из  муниципальных предприятий, один час работы коммунальной машины МКСМ стоит 600 рублей, КамАЗа - 700 рублей, поэтому к "калымщикам" обращаются в крайнем случае.

Все заботы по очистке дорог и улиц от снежных заносов возложены на МУП "Специализированное дорожное предприятие",  у которого четыре субподрядные организации. По словам директора МУП Андрея Нелюбина, сложность заключается в том, что днем работать невозможно из-за интенсивного движения транспорта. Ситуацию усугубляют суровые морозы и непрекращающийся снегопад. В сутки вывозится в среднем 3000 кубометров снега.

Городская администрация делает все возможное, чтобы не допустить чрезвычайной ситуации. Тем не менее снежный аврал выявил ряд недостатков в организации работы. Так, аукцион на содержание и уборку центральной части Кургана в конце декабря выиграла фирма, сбившая на два миллиона стоимость контракта. Но уже 1 января обнаружилась несостоятельность предприятия, у которого не оказалось ни коммунальной техники, ни рабочих, чтобы выполнить условия договора. Ситуацию спас второй участник аукциона, с ним сейчас и заключен контракт. А информацию, которую представил на конкурс недобросовестный подрядчик, проверит УВД Кургана.

В 2010 году на зимнее содержание улично-дорожной сети областного центра из бюджета выделено 60 миллионов рублей.

Дело для бульдозера

Нынешней зимой жители Тюмени на форумах в Интернете и между собой дружно ругают чиновников, ответственных за уборку улиц. Эта проблема стала одной из самых обсуждаемых и на уровне городской власти и регионального правительства.

Нынешней зимой в области отказались от использования вредных для здоровья реагентов. Принятие решения совпало с периодом обильных снегопадов. Только шестого января, например, в Тюмени выпала месячная норма осадков. И таких дней, когда за сутки вывозилось свыше 20 тысяч кубометров снега, с начала месяца было несколько. Все 34 подрядные организации были готовы к ликвидации последствий снегопадов. Однако из-за резких колебаний температур на дороге образовались ледяные колеи.

- Убирать наледь гораздо сложнее, чем снег, - поясняет директор городского департамента по строительству Олег Тимошенко. - Из-за высоких нагрузок ножи грейдеров стираются быстрее, на улицы даже приходится пускать бульдозеры.

Мэр дал подчиненным на очистку улиц недельный срок. Если в праздники на борьбу со снегом и льдом ежедневно выходило 270-350 единиц техники и порядка трехсот рабочих, то сегодня количество работающей на улицах  техники достигает 400 единиц, а рабочих - тысячи человек.

На днях куплен новый "шведский трактор", оборудованный барабаном для скалывания льда, щеткой, погрузочным ковшом. Технику уже апробировали, результатами довольны. Подобные комплектующие, которые можно навесить на другую технику, заказали одному из местных заводов.

Сэкономили на дворниках

На улицах югорской столицы почти нет дворников с лопатами. Дороги и тротуары здесь круглый год убирает техника. Ею городские власти еще в докризисный период успели обеспечить муниципальное предприятие.

Как пояснил заместитель директора департамента ЖКХ и архитектуры Ханты-Мансийска Юрий Корниенко, таким образом власти экономят бюджетные деньги. Площади уборки огромные, большая часть застройки малоэтажная, и в пересчете на количество жителей ручной труд дворников оказывался слишком дорогим, к тому же недостаточно качественным и оперативным.

И вот уже несколько лет крупная техника убирает проезжую часть городских магистралей, а тротуары чистят маленькие, юркие универсальные комбайны (МКСМ-80). Их работа при необходимости организуется круглосуточно. Приезжие единодушно отмечают ухоженность города в любое время года, и большинство его жителей удовлетворяет содержание улиц муниципальными службами.

Со всеми объемами справляется одно муниципальное предприятие. Частников привлекают только в случае больших снегопадов. К слову, на нехватку средств в МУПе не жалуются.

А вот Сургут, по мнению его жителей, количество которых превышает 300 тысяч человек, последние несколько зим просто засыпает снегом. Заместитель директора департамента ЖКК Сургута Виктор Сеничев ссылается на то, что город активно строится, появляются новые микрорайоны, увеличивается территория, а объемы бюджета и, соответственно, финансирование уборки остаются на прежнем уровне. Поэтому большая часть средств уходит на содержание проезжей части, тарифы на уборку других площадей столь низки, что порой на эту работу не могут найти подрядчиков.

Регионы Свердловская область Урал и Западная Сибирь