Лидеры отечественного тяжелого рока представили новый, неожиданный сингл. На "Поле битвы" оказалась распевная баллада, где солистом стал уже штатный басист Виталий Дубинин. А еще - электрогитарная версия фрагмента оперы Александра Бородина "Князь Игорь". Значит ли это, что группу ждут перемены?! Музыканты "Арии" и автор ее стихов Маргарита Пушкина ответили на вопросы "РГ".
Презентации новых релизов и общение музыкантов "Арии" с поклонниками - явление, заслуживающее не меньшего уважения, чем стадионные концерты этого рок-коллектива. В назначенный час все пятеро прибыли в один из московских вузов. Уселись за столы на маленькой сцене, словно приемная комиссия. И из холла тотчас же потянулась огромная, но вежливая очередь, начинавшаяся сразу у входа в здание. Большинство ее были студенты. Дождавшись череда, каждый подходил к кому-то из особо уважаемых им музыкантов. Брал автограф или просто оставался посоветоваться: о своей самодеятельной группе или сложной житейской ситуации. Кто-то приходил с гитарами, просил показать аккорд или рифф. Трудно сказать, как музыкантам "Арии" хватало на все это терпения.
За два с половиной часа - не спеша, не высказывая неудовольствия или не заявляя, что уже пора закругляться - они переговорили почти с тысячью "ходоков". Вряд ли многие их звездные коллеги согласились бы на такую же - хлопотную и обременительную - трату времени. Но "арийцы" и Маргарита Пушкина продолжали общение, пока не ушел последний посетитель. Может быть, и поэтому тоже - в стране больше всего поклонников у двух групп: "Арии", да еще - у "Алисы"...
Российская газета: Полгода назад музыканты "Арии" рассказывали "РГ", что новых идей и очередного альбома не стоит ждать до осени-2010. Похоже, с тех пор многое изменилось?
Виталий Дубинин: Ничего не изменилось - нового альбома как не было (улыбается), так и нет. Но мы решили поэкспериментировать, выпустив сингл "Поле битвы". В нем есть и привычный материал - запись с концерта "Ария ХХ лет". И не привычный, о котором вы, наверное, и собираетесь сейчас строго расспрашивать?!
Маргарита Пушкина: Это сингл тем и хорош, что он внезапный, не запланированный. Не было долгих обсуждений, как это водится у нас. Да и нужные стихи у меня уже были написаны, просто ждали своей музыки.
Дубинин: "Поле битвы" - это не "первая ласточка" предстоящего альбома. Каким он будет - мы пока не знаем. И треки с нынешнего сингла в него вряд ли попадут, поскольку не типичны для "Арии". В титульном номере задействованы не только электрические инструменты, но и акустика. Что случалось прежде только в песне "Там высоко" (с сингла "Чужой". - Прим. А. А.). А в "На крыльях ветра" лидер-гитарист "Арии" выразил свое давнее уважение к классике.
Владимир Холстинин: Да, я сейчас по классике пошел. Теперь думаю себя Ференцем Листом побаловать. У меня есть несколько любимых произведений: "Полет валькирий" Вагнера, другие. И я все время думаю, как бы их получше сыграть?! Причем в электрическом варианте, мощно, всей группой. Но не для следующего альбома - скорее для себя или бонус-трека.
РГ: Участники "Арии" - сами же и авторы репертуара. Легко ли решить "без ссоры, без спора", чью композицию записывать вначале? И может ли солист Беркут, например, отказаться петь какие-то строчки и мелодии?
Артур Беркут: Солист в "Арии" не спорит. Он в ней поет.
Сергей Попов: Спасибо, Артур. Вот, у меня тоже есть новые песни. Они не совсем типичные для "Арии" по стилистике. Впрочем, за что бы мы ни брались, измениться не получается - все равно в итоге получается классический хард-энд-хэви в духе 80-х. Видно, мы слишком сильно заточены именно под такую музыку.
Максим Удалов: У всех у нас есть наработки, делаем их на гастролях. А когда возвращаемся в Москву, то день-два отдыхаем, а потом показываем друг другу в студии свои накопившиеся идеи и "черновики".
Дубинин: Но только, когда что-то уже записано, пусть не сведено - об этом можно говорить. Однако таких готовых треков у "Арии" пока нет. Существует две формы студийной работы. Одни группы приходят в студию и уже там начинают сочинять. Записывают, что получилось, слушают. А потом нередко все переделывают заново. У "Арии" - другой принцип. Вначале придумывается музыка. Потом - начинают писаться слова. А в это время мы уже репетируем, думаем об аранжировках. Определяем: нравится ли нам пятерым эта песня? По музыке мы выносим вердикт довольно быстро. По текстам - дольше. Но только когда нас все полностью устраивает - отправляемся в студию. Как нам кажется - это более основательный и качественный подход. Хотя и требует больше времени.
РГ: Много обсуждается тема пиратства, в том числе нелегальные скачивания треков в Интернете. Наверняка, от этого страдала и "Ария". Но признайтесь: а сами вы чьи-то не лицензионные диски покупаете?
Дубинин: Я купил последний концертник Iron Maiden "Flight 666" за тысячу двести рублей в магазине, мне понравилось, что там сразу три диска. В пиратском, кажется, было только два. Про разницу в цене говорить не хочется, и о покупке я не жалею.
Пушкина: А я приобрела все-таки пиратский - саундтрек к моему любимому фильму "Бесславные ублюдки". Он стоил в разы дешевле, мне это важно, да и потом такой диск быстрее попался на глаза.
Холстинин: У меня нет дома MP3, я не качаю музыку в компьютере - не понимаю этого. Такой я старомодный человек: все, что мне нравится, - у меня на дисках. Сегодня почти все можно купить, в том числе и на DVD, причем даже лицензионные диски стоят не очень дорого. Я люблю диски: раскрыл обложку, почитал буклет, полистал фотографии. А потом альбом поставил на полку. И это в моем случае - проявление уважения к артисту, к исполнителю.
РГ: На протяжении карьеры вы поддерживали новые группы, для чего создали собственную студию "Ария-Рекордс". Однако последнее время от нее не слышно вестей.
Холстинин: Мы долго строили и оснащали профессиональную студию. Не самую дешевую, но и не очень дорогую. Однако очень качественную, заточенную под тяжелый рок и "живой" звук. Но сейчас, с развитием компьютерных технологий каждый может построить студию у себя дома. Были б минимальные деньги. Демо-записи теперь делают "на коленках", но на радио берут уже и такие. А профессиональные студии, где все звучит "по-фирменному", - уже мало кому нужны. Поэтому теперь на "Ария-Рекордс" в основном работаем мы сами. Ведь для нас-то качество звука по-прежнему очень важно и непременно.