Государство готово полностью освободить от налога на прибыль бизнес, связанный со здравоохранением и образованием. А частные и государственные предприятия получат равный доступ к бюджетным деньгам, выделяемым на обучение и медицину.
С таким заявлением выступил вчера первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов на международной конференции "Россия и мир: вызовы нового десятилетия". Впрочем, какие именно могут быть приняты решения по этому поводу, Шувалов рассказывать не стал. Сейчас вопрос, по его словам, находится в стадии обсуждения. Но итог дискуссии будет подведен в этом году. Источник в правительстве уточняет, что кабинет министров собирается обсуждать эту тему уже в феврале, рассматривая основные направления налоговой политики на ближайшую трехлетку. Цель, которую преследует правительство, поясняет источник, найти решение, которое позволит сделать быстрый рывок в области здравоохранения и образования. Они напрямую связаны с улучшением качества жизни, развитием человеческого капитала, уточняет собеседник.
Внимание к этим сферам вызвано еще и тем, что в ближайшее время России предстоит выдержать острую конкуренцию за людей, говорит Шувалов. "В современном мире главным конкурентным преимуществом являются интеллектуальные ресурсы", - поясняет первый вице-премьер. Ведь нефтяную вышку вывезти нельзя, а умный и энергичный человек может уехать туда, где созданы более благоприятные условия как для бизнеса, так и для людей. С курсом на создание единого экономического пространства конкуренция за людские ресурсы, по мнению Шувалова, обострится. Оно, напомнил вице-премьер, должно быть создано на базе Таможенного союза, объединившего Россию, Белоруссию и Казахстан. На формирование единого экономического пространство отведено два года.
При этом укрепление международного экономического сотрудничества помогает преодолению экономических трудностей, поясняет Шувалов. И этот вывод он назвал одним из главных уроков кризиса. Всего же первый вице-премьер перечислил вчера семь уроков, которые следует извлечь из кризиса.
Во-первых, заявил Шувалов, кризис продемонстрировал устойчивость основных экономико-политических институтов. Он был гораздо тяжелее, чем в 1998 году, но при этом России удалось достаточно быстро реагировать на события.
Во-вторых, по его словам, была подтверждена правильность проводившейся макроэкономической политики, в том числе - формирования резервов, которые помогли смягчить последствия кризиса. Однако при этом, говорит Шувалов, надо усвоить еще один урок: резервы это не решение проблемы, а всего-навсего жаропонижающее средство. Сама же болезнь заключается в зависимости страны от внешней конъюнктуры. Отсюда, подчеркнул Шувалов, вытекает третий урок. И он заключается в острой необходимости модернизации экономики. Впрочем, как подметил Шувалов, на словах с важностью модернизации согласны все, но на самом деле многие представители бизнеса и власти думают: дождемся восстановления высоких цен на нефть и газ и будем жить по-старому. Правительство, напомнил Шувалов, определило приоритеты модернизации и тем самым послало сигнал, на чем будут сконцентрированы усилия государства в ближайшие годы. Впрочем, заметил он, этот перечень не исчерпывающий. Четвертый урок, по мнению Шувалова, заключается в том, что структурные и институциональные проблемы снижают эффективность проводимой экономической политики. Например, пояснил он, высокий уровень монополизма ограничивал возможности бюджетного стимулирования, а инфляция заставила ужесточить денежную политику, в то время когда все страны мира расширяли кредитование. В-пятых, кризис напомнил о том, что необходимо повышать защиту прав собственности, считает Шувалов. До сих пор пока не выполнено это условие, экономика не может рассчитывать на длинные инвестиции частного бизнеса высокотехнологичного сектора.
Говоря о шестом уроке, Шувалов объяснил, почему так много внимания уделялось и уделяется социальным вопросам. При этом он не стал скрывать, что решение по поддержке отдельных предприятий и моногородов иногда принимаются вопреки экономической целесообразности. Но это, по словам первого вице-премьера, не популизм. Социально-политическая стабильность является необходимым условием для успеха модернизации, пояснил он.
Однако самое большое внимание Шувалов уделил в своем выступлении планам по международному сотрудничеству, что связано с седьмым уроком кризиса. В последнее время с активизацией работы по Таможенному союзу это направление становится одним из ключевых. Помимо объединения в рамках таможенной тройки не сбрасывается со счета сотрудничество со странами СНГ и Евросоюзом. Причем Россия, которая председательствует в этом году в СНГ, намерена продвигать работу по укреплению Содружества. Уже готов проект договора СНГ о зоне свободной торговли, весной проблемы СНГ будут обсуждаться на большой конференции, рассказал Шувалов. Параллельно будет формироваться общее экономическое пространство с Евросоюзом. Оно предполагает гармонизацию законодательства. Но в отличие от единого экономического пространства не будут создаваться наднациональные регулирующие органы, пояснил Шувалов.
При этом, по его словам, Россия намерена использовать и опыт своих партнеров по Таможенному союзу и будущему единому экономическому пространству. На вооружение, например, собираются взять действующие в Казахстане технические регламенты. Основные правительственные решения по этому поводу будут приняты до 1 марта этого года, обещал Шувалов.
Единое экономическое пространство будет хорошим стимулом для модернизации, надеется глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. А в 2010 и 2011 годах, по ее словам, должны быть сделаны серьезные шаги в улучшении инвестиционного климата. Среди шагов, которые могут быть приняты, Набиуллина назвала улучшение условий для реализации новых инвестиционных проектов. Это прежде всего касается доступа к выкупу и аренде земельных участков. Есть планы по улучшению миграционного законодательства, чтобы на территорию России можно было привлекать из-за рубежа квалифицированные кадры, грамотных менеджеров. Рассказала Набиуллина и о снижении административных барьеров и введении страховых принципов вместо разрешительных. Предполагаются новации в сфере защиты интеллектуальной собственности. А развитие электронных услуг облегчит взаимодействие граждан и бизнеса с чиновниками, снизит коррупцию, надеется Набиуллина.
Но добиться успехов в создании хорошего бизнес-климата будет непросто, дал понять бывший министр экономики Герман Греф. Институты, говорит он, это очень больная проблема, но она непросто решается на практике. Между тем Греф выделил и другие вызовы, которые появятся в ближайшее время. Это "кадровый голод" на хороших менеджеров, изменения на рынке энергетических товаров и усиление роли альтернативных и нетрадиционных источников энергии, инфраструктурные ограничения, проблемы демографии и пенсионной системы. Но сейчас самая главная задача, предостерег Греф, не проспать в очередной раз ситуацию с надуванием "пузырей" на рынках. В экономику, пояснил он, накачана огромная ликвидность, что ведет к образованию непропорционально высоких цен на активы. И тщательно следить за ситуацией, советует Греф, очень важно уже в первом полугодии 2010 года, чтобы не пропустить момент, когда мы рискуем свалиться к перегреву экономики. Потому что вслед за этим уже в следующем году мы можем получить новый всплеск инфляции, предупредил Греф.