В Северодвинске, на головной верфи Центра судоремонта "Звездочка", подписан акт о приемке атомной подводной лодки "Карелия", которая с осени 2004 года проходила ремонт и модернизацию по программе гособоронзаказа.
Это та самая "Карелия", на борту которой в апреле 2000 года выходил в море и был посвящен в подводники президент страны и Верховный главнокомандующий Владимир Путин.
Подписание приемного акта - символическая процедура. А сам корабль, заметно обновленный и помолодевший, выдержал все полагающиеся испытания и благополучно прибыл к месту постоянной дислокации - в гарнизон Гаджиево на Кольском полуострове.
Как уточнили в пресс-службе "Звездочки", это уже пятый ракетоносец стратегического назначения, который обретает здесь второе рождение. Ранее средний ремонт с модернизацией выполнен для подводных крейсеров К-51 "Верхотурье" (1999), К-84 "Екатеринбург" (2003), К-114 "Тула" (2006), К-117 "Брянск" (2008). Все они несут службу на Северном флоте, образуя собой костяк морской группировки стратегических ядерных сил России.
Эти корабли построены на "Севмаше" по проекту 667 БДРМ санкт-петербургского ЦКБ "Рубин" и показали себя с самой лучшей стороны. По признанию моряков и корабелов в эту серию заложен огромный модернизационный резерв, что позволяет обеспечить большой срок службы и сохранить при этом боевые и эксплуатационные качества.
Достаточно сказать, что в послужном списке ракетоносца К-18 "Карелия" двенадцать боевых служб и четырнадцать ракетных стрельб, 26 раз ее экипажи заступали на боевое дежурство. К моменту постановки в средний ремонт корабль прошел более 140 тысяч миль. В разные годы им командовали Виталий Пархоменко, Юрий Бакалдин, Николай Максимов, Андрей Безкоровайный, Юрий Юрченко, Михаил Банных, Андрей Кораблев, Алексей Коваленко.
Летом 1994 года К-18 вместе с АПЛ "Даниил Московский" совершила сложный групповой поход в высокие широты Арктики. За выполнение той задачи шестьдесят подводников получили государственные награды, а командиру К-18 Юрию Юрченко было присвоено звание Героя России.
По словам ответственного сдатчика этого заказа Валерия Ганнохи, параллельно с ремонтом на "Карелии" выполнено около сотни внедрений, улучшающих тактико-технические характеристики корабля. Но главное - он оснащен модернизированным ракетным комплексом с ракетами РСМ-54 "Синева", что разработаны в ГРЦ им. Макеева и приняты на вооружение в июле 2007 года.
- Высокое качество ремонта, - отмечает генеральный директор ЦС "Звездочка" Владимир Никитин, - во многом обеспечено технологическими разработками специалистов НИПТБ "Онега". Свой вклад в возрождение корабля внесли более ста предприятий-смежников, в их числе северодвинские "Биус" и "Арктика", а также НПО "Автоматика" (Екатеринбург), Ижевский и Миасский машиностроительные заводы.
На подписание акта передачи АПЛ "Карелия" в состав Военно-морского флота приехали руководитель Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко, командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Максимов, представители минпромторга и Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. А свою подпись от ВМФ как заказчика поставил председатель Государственной приемной комиссии капитан 1 ранга Андрей Павловский.
Как сделать, чтобы боевые корабли служили долго, оставаясь при этом надежными в использовании и безопасными для экипажа? Оказавшись в Северодвинске, корреспондент "РГ" записал мнения офицеров-подводников.
Александр Глушков, капитан I ранга:
- Первый раз я проходил ремонт на "Звездочке" с 1986 года по 1988-й, когда служил на голов ном корабле проекта 667 БДРМ. Тогда как было? Восемь лет с момента постройки корабль плавает, потом два года - средний ремонт, снова восемь лет плавает, еще два года - средний ремонт, и потом он уже дослуживает свой век. Сейчас обстановка изменилась, в том числе изменилось использование кораблей. Если раньше они выполняли, как правило, по две боевые службы в год, то теперь - одну, а в основном занимаемся боевой подготовкой в ближних районах. Нагрузка на корабль уменьшилась, и объективно он может служить дольше. Был межремонтный срок 8 лет, теперь сделали десять.
В нынешних условиях, может, и правильно. Но при этом важно, чтобы и промежуточные ремонты тоже проводились в условиях "Звездочки".
Дмитрий Зеликов, капитан I ранга:
- В моем понимании "Звездочка" - словно хороший семейный врач. Появился в заводе корабль - на него, как на ребенка, заводят "медицинскую карту": где и какие болячки. Когда сюда попадаешь, техника на корабле тщательно дефектуется, при этом учитывается и все, что делалось раньше. Иногда уже и сам не помнишь, где какая железка, а спецы с завода: "Ну, как же? Вот она, командир". Достают и показывают.