25.01.2010 00:20
Культура

Актеры и режиссеры со всего мира едут в Елец праздновать Чеховский юбилей

Актеры и режиссеры со всего мира едут к Нине Заречной - "Чайке"
Текст:  Елена Юринская
Российская газета - Федеральный выпуск: №13 (5092)
Читать на сайте RG.RU

27 января в 20.00 с Павелецкого вокзала Москвы уйдет поезд Москва-Липецк. В него сядет странная компания актеров и режиссеров, говорящих на самых разных языках мира и поедет в маленький городок Елец, чтобы там отпраздновать Чеховский юбилей. С автором этой идеи, режиссером и педагогом Юрием Альшицем, мы беседуем накануне поездки.

Российская газета: Юрий, как у вас родилась идея отправиться в Елец?

Юрий Альшиц: Нужно в театре время от времени задавать себе вопросы: "Кто я такой, чем я занимаюсь?" Я подумал, что Чехов это тот, кто начнет разговор. И тогда возник далекий от шума Елец и Нина, как выброшенная из колеса славы актриса. Нина смогла точнее всех выразить суть наших профессий: "Все равно, играем мы на сцене или пишем - главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни".

В последней сцене "Чайки" есть текст:

НИНА. (.....) Завтра рано утром ехать в Елец в третьем классе... с мужиками, а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями. Груба жизнь!

И вот я узнал, где находится этот городок. Я узнал, что до сих пор есть театр, куда Нина направлялась проводить зимний сезон. И у меня возникла идея сесть в поезд, как когда-то Нина, приехать в этот театр и отметить с местными актерами день рождения Антона Чехова. Я написал письмо и послал его в никуда, в интернетово пространство своим друзьям, ученикам, коллегам, известным мне и неизвестным.

РГ: Вам и вправду кажется, что слова Нины Заречной о кресте и вере имеют для актеров какой-то личный смысл?

Альшиц: Когда был молодым, никогда не пользовался такими словами, как "крест", "вера". Стеснялся. Только прожив несколько десятков лет в театре, понимаешь, что нельзя жить здесь двойной жизнью. Опасно. Актер должен питаться чистым художественным материалом, построенным на духовности, на вере. На fast food долго не протянуть, это прямой путь к язве художественности. Разве ансамбль Васильева мог бы из подвала вырасти до Театра Европы без веры в то, чем мы в нем тогда занимались? (Юрий Альшиц был учеником Анатолия Васильева и участвовал в создании его "Школы драматического искусства" - Ред.).

РГ: Кто отозвался на вашу идею?

Альшиц: Писем пришло более сотни. В основном не молодежь, а профессионалы за 40. Но есть и студенты. А вот последние дни настырно звонит мне актриса 85 лет, тоже хочет поехать и сыграть там на сцене монолог Нины. Увидеть Елец и умереть! Боюсь, что решится. Уже сегодня более семидесяти человек готовы отправиться в Елец. За свои деньги. Актеры и режиссеры из Италии, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, Швейцарии Аргентины, Польши, Литвы, Греции, Кипра, Швеции. Если визу получим... Смешно - "мировая душа" и визовые барьеры. Если никто не прорвется - сам поеду, один. Приеду с бутылкой водки к актерам в театре. Ну не выгонят же.

РГ: Каким вам видится этот фестиваль?

Альшиц: Это будет особая программа - самый маленький международный и никому не известный фестиваль. Но главное в этой программе то, что в этом городе, у этого театра я предлагаю поставить скульптуру Актрисе. Пусть на ней будет написано "Актрисе Нине Заречной". Это будет первый в мире памятник несуществующей Актрисе. Памятник нашей профессии. И мне нравится, что будет он стоять не в Москве, Берлине или Париже, а в каком-то малом городке, о котором мало кто слышал, вдали от Бродвея и Елисейских полей.

РГ: Как же вы поедете туда?

Альшиц: Все должно начаться на Павелецком вокзале в Москве, где все мы должны встретиться, прилетев из разных стран. Прощание на перроне. Вагоны нам бесплатно предоставили РЖД. Спасибо им! Хотели дать первого класса, но я настоял на 3-м, как у Чехова. Хочу, чтобы нас пришли провожать какие-то мои коллеги, друзья. Сыграем на перроне, "на посошок", чеховские миниатюры и в дорогу. Потом в поезде будет концерт и сценки выпускников ГИТИСа (курс О. Кудряшова), которые нам очень помогают с организацией поездки. Европейцы будут читать письма Нины из Ельца.

РГ: Что за письма?

Альшиц: Объясню... Помните, Нина уехала в Елец и не знала о самоубийстве Константина. Вот из Ельца она и пишет ему письма о театре, жизни, любви. Потом узнает, что его уже нет. Актрисы сами письма сочинили по материалам чеховских пьес и рассказов. Эта идея, возможно, превратится потом в моноспектакль.

Приезжаем в Елец в 5.30 утра. Минус 20. Темно. Оркестр. Хлеб-соль Управления культуры. Сюрреальность. Десятки языков. Вавилон. Это же спектакль! Нас, надеюсь, будут встречать. Утром в этот день пресс-конференция, потом общее чаепитие на тему: "Актеры и актрисы Антона Чехова". Вечером совместный русско-европейский джем сейшн - "Presents for Mr.Chechov". Это событие благотворительное, и это тоже в традициях Чехова. Собранные деньги пойдут на будущий памятник НИНЕ.

На следующий день 29-го утром - в церковь на торжественную службу (мы заказали). Затем - торжественная закладка фундамента памятника. Интересно, что каждый привезет из своих стран по камешку и положит в этот фундамент.

Вечером спектакль из сцен, монологов из пьес Чехова. Постараемся, чтобы было просто, соединим все языки вместе. Ну и общий банкет. Он будет отличаться тем, что все привозят из дома своё.

РГ: Что вы ждете от этой акции?

Альшиц: Я хочу, чтобы знали об этой идее, об этой поездке. Чтобы верили, что еще не всё померкло, что еще есть сумасшедшие идеи и сумасшедшие люди в театре, готовые их осуществлять.

Литература