Вчера три клуба "единороссов", собравшись на площадке Центра социально-консервативной политики в Москве, без колебаний объединились против оппозиции и разошлись насчет политики в отношении естественных монополий.
Партии никак не могут прийти в себя после окончания Госсовета по развитию политической системы в стране. И если до вчерашнего дня казалось, что больше всех диалогом с президентом, премьером и губернаторами была потрясена оппозиция, то по итогам заседания трех клубов "Единой России" стало понятно, что партия большинства вышла из этого испытания изрядно озабоченной.
Например, замсекретаря президиума генсовета по креативу Юрий Шувалов, открывая заседание, видимо, специально напомнил собравшимся прозвучавшее на Госсовете высказывание Бориса Грызлова о том, что "единороссы" заинтересованы в сильной оппозиции. Однако в клубах явно существуют по этому поводу большие сомнения. "Был только один эффективный партийный проект от оппозиции с конкретными сроками и задачами, предложенный партией Миронова, - это проект по спасению выхухоли. Выхухоль, как известно, жива, хотя партия "Справедливая Россия" проектом больше не занимается", - заметил координатор социально-консервативного клуба партии Андрей Исаев. "Нам нельзя расслабляться, мы дождемся от оппозиции конкретной работы для решения социально-экономических проблем", - поддержала его координатор государственно-патриотического клуба Ирина Яровая. "Чтобы понять, что оппозиции у нас нет, не надо было проводить Госсовет, мы все время пытаемся создать оппозицию искусственно, а это невозможно, как не может государство создавать гражданское общество, оно не для этого", - пустился в философские размышления представитель либерально-консервативного клуба Андрей Макаров.
Скептическое отношение "единороссов" к оппозиции, без сомнения объединявшее их, основывалось на четком арифметическом расчете мандатов. Как честно признал Андрей Исаев, само предоставление малым партиям права на обязательное получение мандата в региональном парламенте (если им удалось набрать 5 процентов голосов), фактически приведет к тому, что голос избирателя, отданный за "единороссов", будет весить меньше: "Почему мы идем на эти либеральные выверты? Потому что надо втянуть оппозицию в нормальный политический процесс в рамках системы".
В общем, "единороссы" решили показать оппозиции, как следует работать, и тут же втянулись в бурную дискуссию насчет роста цен. Напоминание Юрия Шувалова о том, что необходимо не забывать о партийных приоритетах (защита интересов граждан) и отслеживать ситуацию с ростом цен, было с энтузиазмом подхвачено Яровой. Она долго возмущалась действиями естественных монополий вообще и монополий в торговле в частности. Так, Яровая пообещала, что с 1 февраля государственно-патриотический клуб будет не только сам мониторить исполнение закона о госрегулировании торговой деятельности, но и начнет проект "Народный контроль", ожидая от граждан подробной информации о тех, кто завышает цены. "Мы можем устанавливать какие угодно цены, но законы экономики немедленно ответят, например инфляцией", - возражал Макаров.
Глава думского Комитета по безопасности Владимир Васильев в свою очередь нашел еще две сферы приложения партийных способностей. "При строительстве дорог до 60% выделенных средств уходят в откаты, да там даже на асфальт ничего не остается", - возмущался Васильев. Кроме того, его тревожит ситуация со скупкой земельных участков в спекулятивных целях: "Скуплены десятки гектаров земли, в том числе и людьми, которые и в партии занимают не последнее положение, в итоге земля выведена из оборота, и вот они сидят и ждут, чтобы продать ее для строительства то ли для объектов в Сочи, то ли для трассы Москва - Санкт-Петербург". Васильев считает, что партии следует активнее действовать против этих явлений, так сказать, "идти впереди процесса".