26.01.2010 00:20
Власть

Какие госуслуги смогут получить граждане на едином Интернет-портале в 2010 году

Какие государственные услуги смогут получить граждане на едином интернет-портале в 2010 году
Текст:  Юлия Горжалцан
Российская Бизнес-газета - : №3 (736)
Читать на сайте RG.RU

Единый интернет-портал государственных услуг в РФ www.gosuslugi.ru работает уже месяц. О первых результатах и о ближайших перспективах портала, а также о дальнейшем развитии информационного общества мы беседуем с одним из разработчиков проекта, председателем совета Российской ассоциации элек тронных коммуникаций (РАЭК), председателем правления Регионального общественного центра интернет-технологий Марком Твердыниным.

- В декабре прошлого года открылся единый интернет-портал государственных услуг. Можно ли оценить первые результаты его работы?

- Возможности данного ресурса трудно переоценить. Новый государственный сайт предоставляет информацию о более чем 400 государственных и муниципальных услугах. Нужно вам, к примеру, узнать необходимые подробности по взаимодействию с Пенсионным фондом, Федеральной миграционной службой (ФМС), ГИБДД, Федеральной налоговой службой (ФНС), Росреестром или какой-либо другой государственной структурой, - пожалуйста. На едином интернет-портале государственных услуг РФ без проблем можно найти интересующую информацию. Достаточно лишь знать, какое ведомство оказывает необходимую услугу.

Если с первого взгляда понять трудно, можно воспользоваться определенной рубрикой. Для этого в поисковике на сайте следует набрать ключевые по смыслу запроса слова. Допустим, "жизненная ситуация", "операции с недвижимостью", "получение загранпаспорта" и т.п. Кстати, с этого года по ряду услуг прямо на портале можно будет заполнить необходимые бланки и распечатать их.

Что касается конкретных результатов, то, по словам представителей минкомсвязи, курирующих данный проект, в первые часы работы нового портала количество обращений пользователей превысило отметку 1000 в секунду, а в течение первой ночи его посетители произвели свыше миллиона кликов. На мой взгляд, это является важнейшим индикатором как необходимости существования данного портала, так и готовности общества к применению технических решений в по вседневной жизни.

- Как будет в дальнейшем развиваться портал?

- Пока данный ресурс просто информирует, где конкретно оказываются определенные услуги и какие для этого требуются документы. Уже в этом году ряд самых важных государственных услуг можно будет получить без посещения соответствующих учреждений.

Насколько мне известно, в планах правительства до 2015 года перевести в электронное обращение 74 вида государственных услуг. В их числе - прием налоговых деклараций, государственная регистрация индивидуальных предпринимателей, ведение ЕГРЮЛ, таможенное оформление товаров, прием и регистрация сообщений о правонарушениях, оформление, выдача и замена паспортов, выдача иностранным гражданам разрешений на проживание, госрегистрация сделок с имуществом, лицензирование производства спирта, прием экзаменов и выдача водительских удостоверений, регистрация автотранспортных средств и многое другое.

- А что в самых ближайших планах портала?

- К весне планируется запустить пилотный ряд госуслуг в электронном виде. Например, граждане смогут получить выписку по лицевому счету из Пенсионного фонда через Интернет, что избавит их от личного посещения госучреждения. Возможно, что и автолюбители таким же образом будут узнавать информацию о штрафах ГИБДД, а предприниматели увидят через портал выписку из единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, с 2011 года планируется запретить госорганам запрашивать у граждан документы, уже имеющиеся в базах данных государственных структур. Мы также надеемся, что новый портал и справочный call-центр сумеют ликвидировать соответствующий посреднический бизнес в России, обороты которого, как известно, исчисляются сегодня миллиардами.

- Что же мешает нашим регионам активнее работать в Сети?

- Прежде всего цифровое неравенство, разница в стоимости подключения к Интернету. В свою очередь, эта проблема напрямую связана с невниманием местных властей к ИКТ-отрасли. Зачастую представители власти на местах не понимают, зачем вообще нужен Интернет. Ведь 70 процентов из них выросли в те времена, когда Сети еще не было. Отсюда и низкое качество региональных интернет-сервисов, и кадровый голод на местах. Проблема отсутствия соответствующих квалифицированных кадров сегодня особенно актуальна.

- Даже в крупных российских компаниях?

- И в них тоже. Так, при оценке капитализации у западных фирм примерно 30 процентов приходится на материальные активы - оборудование, природные ресурсы, и 70 - на нематериальные, то есть на высококвалифицированный персонал, количество лицензий, наличие автор ских прав и т.п. У нас же даже в крупнейших компаниях нематериальные активы составляют не более трех процентов.

Кстати, кризисная ситуация заставила многих бизнесменов озадачиться этим вопросом, ведь до сих пор бизнес практически не задумывался над процессом обучения, повышением квалификации персонала.

- Какова, на ваш взгляд, роль государства в развитии ИКТ?

- Государство должно вкладывать деньги в развитие сетей для науки и образования. Это его первоочередная задача. Что касается недостаточного, а зачастую низкого уровня интернет-грамотности пользователей, то ее можно ликвидировать прямо на школьной скамье.

Поэтому сегодня очень важно помочь подрастающему поколению разобраться в огромном многообразии интернет-ресурсов, порекомендовать те сайты, которые интересны и полезны для развития. Покончить с ИКТ-неграмотностью возможно лишь с изменением подхода к подготовке учителей и преподавателей учебных учреждений всех профилей, ответственных за подготовку специалистов в этой сфере.

Госуправление