26.01.2010 00:40
Общество

Лидия Графова: Пора наконец привести ситуацию с гражданством возвращенцев к здравому смыслу

Текст:  Лидия Графова (председатель исполкома "Форума переселенческих организаций")
Российская газета - Федеральный выпуск: №14 (5093)
Читать на сайте RG.RU

Завтра на Первом канале ТВ в передаче "Пусть говорят" будет обсуждаться проблема гражданства: почему его так трудно получить возвращающимся в Россию соотечественникам?

На запись передачи в "Останкино" были приглашены семьи "нелегалов поневоле", - с маленькими детьми, родившимися уже в России. И каждая, если следовать нашему репрессивному миграционному законодательству, может лишиться одного из кормильцев - отец или мать, нарушившие какую-то букву закона (а чаще - придуманную чиновниками неисполнимую инструкцию), должны быть депортированы. И потом семье предстоит жить в разлуке - целых пять лет не имеет права депортированный показываться в России.

На запись передачи был приглашен и начальник Управления по вопросам гражданства ФМС России М.Н. Утяцкий. Его усадили на тот же диван, где размещались выходившие одна за другой семьи. Для Михаила Николаевича этот диван оказался... скамьей подсудимых. Каждый раз, когда он говорил, что именно обязаны были сделать для своей легализации переселенцы, но не сделали - нарушили, значит, закон и подлежат наказанию, разношерстная, как водится на ток-шоу, публика буквально взрывалась негодованием.

Ведь сегодня все знают, что без взятки из бюрократической ловушки не выпутаешься. Многие потом, в коридоре, допытывались у меня: а не для того ли придуман такой заковыристый закон и такие умопомрачительные инструкции, чтобы коррупционерам было вольготней обдирать просителей?

Признаться, мне было жаль Утяцкого. Знаю же я, что это совестливый человек, он каждый раз пытается найти выход из тупиковых историй, с которыми прихожу к нему. Но не имеет права чиновник нарушать закон.

Вот и подумала на той передаче: а что собственно такое "закон"? Из космоса, что ли, нам продиктовали, что надо травить возвращающихся соотечественников, отдавая их судьбы на прокорм милицейской и чиновничьей рати (на современном языке - мафии)? Вернувшись домой, нашла в "Википедии": "Закон - это общепринятая нравственная норма, обязательная для исполнения".

Эх, если бы из норм нравственности, да хотя бы из прагматического здравого смысла, исходили те, кто спускает нам законы...

Так чем же может помочь ФМС этим и другим таким же, не менее трагичным семьям? К чести ФМС, надо сказать: делаются сейчас робкие попытки. На декабрьском заседании Правительственной комиссии (ее возглавляет директор ФМС К. Ромодановский) обсуждался проект легализации соотечественников, давно живущих в России и не сумевших получить никакого правового статуса. Этот проект подготовила компетентная рабочая группа. Но что решили? Рекомендовать... рабочей группе создать еще одну рабочую группу для более детальной проработки.

Весь прошлый год подобные поправки обсуждала еще одна рабочая группа, созданная в Думе при Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками. Насколько помню, текст тех поправок занимал... 13 страниц. Помилуйте, но это просто неприлично вшивать столь объемистые латки в главный, государствообразующий закон страны.

К тому же закон о гражданстве и так без конца латают. Только одну знаменитую ч. 4 ст. 14 об упрощенном порядке получения гражданства три раза пытались отменить, но вынуждены были (под напором общественности) вновь и вновь продлевать, а 1 июля прошлого года все-таки отменили. Спрашивается: зачем? И какая гнала законодателей срочность, чтобы в середине года (обычно изменения вносятся на год) создать дикую нервотрепку для соискателей гражданства? Люди ночами дежурили под дверями миграционных служб, и все равно многие тысячи не успели. Теперь бывшие советские люди ("иностранцы"!) вместо года вынуждены минимум пять лет униженно стучаться в миграционные двери. Стон стоит по всей Руси. И как тут не согласиться с мнением молвы, которая на вопрос "зачем?" однозначно отвечает: значит, кому-то это выгодно.

На том декабрьском заседании Правительственной комиссии высказывались сомнения: а смогут ли пройти даже упрощенную процедуру легализации те застрявшие в неправовом вакууме, у кого потеряны, например, свидетельства о рождении или давно просрочен советский паспорт? Ведь для того чтобы восстановить какие-либо документы, необходимо ехать в страну своего "постоянного проживания", то есть в республику, где у них давно ни кола, ни двора. А ведь этим бедолагам порой до райцентра не на что из глубинки доехать.

И еще всех интересовал вопрос: сколько их всего, застрявших? Этим вопросом еще года три назад задавалась ФМС. Спрашивали даже у нас, правозащитников. Исходя из своего многолетнего опыта работы с мигрантами мы давали такую же оценочную цифру, как и ученые, и эксперты: несколько сотен тысяч.

Теперь снова из Москвы пошла команда посчитать. Но заранее можно сказать: реальной цифры не будет. Дело в том, что, если кто-то, давно не имеющий правового статуса, осмелится наконец явиться в миграционную службу, где ему скажут, сколько бумаг для гражданства надо представить, сколько заведений обойти, а то и за границу в "свою" республику съездить, у него голова пойдет кругом. И уедет он в свою деревню хлебать и дальше свое бесправие. А визиты таких "отказников" не фиксируются, они ж даже заявлений с адресом не оставляют, бестолковые.

Так как же их легализовать, как их найти, разнесенных ветром по всем закоулкам России?

Уже восьмой год подряд, начиная с введения нового закона о гражданстве, превратившего наших вчерашних сограждан в "де-юре" иностранцев, правозащитники предлагают провести так называемую иммиграционную амнистию. Быструю разовую легализацию, как проводят многие западные страны, прежде чем вводить ужесточение законодательства. Нам обычно отвечают: не надо, мол, обижать соотечественников словом "амнистия", они ж не преступники.

Но вот вдруг на том самом заседании комиссии в Белом доме о необходимости "иммиграционной амнистии" заговорил (произнес именно эти, вроде бы крамольные два слова) не кто иной, как бывший заместитель директора ФМС, занимающий сейчас другую ответственную должность. А ведь он, как я помню, был раньше нашим ярым оппонентом. Впрочем, и теперь он предложил провести амнистию не для всех "нелегалов поневоле", а только для их детей: "Дети приехали еще несовершеннолетними, а теперь выросли и не могут получить паспорт. Ответственность за таких граждан должно взять на себя само государство, они же ни в чем не виноваты".

Золотые это слова - про ответственность государства. Но справедливо ли будет амнистировать только детей, оставляя в нелегалах остальных членов семейств? А старики, которых партия и правительство послали в свое время поднимать южные окраины большой страны, а теперь, вернувшись, они бедствуют без пенсий, они-то в чем виноваты?

Итак, пора наконец прозреть законодателям и привести ситуацию с гражданством возвращенцев к здравому смыслу. На страницах "РГ" Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин сказал: "Наши соотечественники, лишившиеся родины против своей воли и ныне переселившиеся в Россию, в сущности не являются иностранцами".

И все-таки, прежде чем исправлять закон (процедура это долгая, а в жизни "нелегала" каждый день могут произойти события вроде той же депортации), нужно поскорее провести "иммиграционную амнистию". Проект, как это сделать, давно разработан группой экспертов при том же Уполномоченном. Ну, а чтобы разыскать их по городам и весям, нужно просто объявить в местных газетах или по ТВ: "Спешите в миграционную службу, сдавайтесь, вам ничего плохого не будет". Для помощи в розыске пропавших Общественный совет при ФМС предложил подключить к работе общественные советы территориальных служб, и директор Ромодановский уже послал в регионы такое распоряжение.

Миграция