Если вы попадете в аварию на коммерческой трассе, то автомобиль бесплатно перевезут на стоянку, на которой он может находиться сутки за счет дорожников. А пойманным "зайцам" и злостным неплательщикам вообще путь на эти трассы будет закрыт.
Добросовестные автомобилисты, наоборот, могут рассчитывать на скидки. Эти правила прописаны в постановлении правительства, которое подписал премьер-министр Владимир Путин. Оно опубликовано на официальном сайте кабинета министров.
Эти правила не влекут за собой изменения объема полномочий причастным к дорогам органам исполнительной власти, пояснили "РГ" в минтрансе. Порядок оказания услуг на платных дорогах не потребует дополнительных бюджетных ассигнований. При этом в министерстве, специалисты которого участвовали в разработке документа, надеются, что правила сделают платные дороги привлекательными для автолюбителей. Ведь при их написании учитывался положительный отечественный и зарубежный опыт эксплуатации платных автодорог.
Плата, максимальный уровень которой для каждой трассы устанавливается правительством, в разное время суток для разных видов автомобилей будет отличаться. "Размер платы за проезд может быть дифференцированным для различных категорий транспортных средств в зависимости от времени суток, дня недели или месяца года", - говорится в документе. Как пояснили эксперты, чем больше нагрузка на полотно от автомобиля, тем больше будет и плата. Возможно, что она будет варьироваться по аналогии с авиакомпаниями и стоимостью билетов на высокоскоростной поезд "Сапсан", то есть в часы пиковой нагрузки будет максимальной, а когда поток машин маленький, цену на проезд тоже снизят. Причем скидки будут равными для транспортных средств одной категории при одинаковой частоте или регулярности поездок. Предусмотрены они и для социально незащищенных слоев населения. Спецтехнику, которая спешит на пожар или везет больного, предполагается пропускать бесплатно.
Кроме того, никто, кроме оператора, который содержит дорогу, не будет вправе требовать оплаты за проезд. А для того чтоб не было никаких недоразумений и появления "предприимчивых граждан", на коммерческих трассах введут проездные наклейки определенного образца. Можно будет купить проездной на месяц, три месяца, 6 месяцев и год. Причем такой абонемент будет не простой карточкой, в него вошьют магнитную полосу, электронные контактные. Такая смарт-карта даст возможность не терять время на переговоры с оператором, а проезжать через шлагбаум платной дороги незамедлительно. Карты можно будет и купить и взять в аренду у дорожного оператора.
А те, кто попытается проскочить зайцем по платной трассе, ждет неприятный сюрприз. Управляющему этой дорогой дано право не пропускать пользователей, "избегающих оплаты проезда, оплачивающих проезд в размере, меньшем установленного размера, или имеющих задолженность перед оператором по оплате проезда", говорится в правилах. Учитывая, что трассы будут оборудованы не только современными табло, но и камерами, нетрудно будет вычислить тех, кого пропустили по дороге "в долг", а он потом не заплатил за это. У дорожников есть предложения, по которым по итогам определенного периода организациям или физическим лицам, которые проехали один или несколько раз по дороге, просто пришлют счет. Как раз возможность не открывать шлагбаум перед должниками должна исключить большое количество неплательщиков.
Причем оператору разрешается хранить информацию на своих серверах обо всех, кто проехал по дороге, включая номер машины, фото владельца и данные о его платежной дисциплине и времени пользования трассой. При этом "хозяин дороги" обязан беречь эти данные и несет ответственность за их "утечку".
Что касается информации о порядках на дороге, ее схеме, маршрута альтернативного бесплатного проезда и о стоимости проезда, то ее будут вывешивать на специальных информационных табло у шлагбаумов и касс.