26.01.2010 00:17
Общество

Что узнает ребенок из учебников по исламу и иудаизму

Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №14 (5093)
Читать на сайте RG.RU

Марат Муртазин, ректор Московского исламского университета:

- Над учебником по основам ислама для курса "Основы религиозных культур и светской этики" работал коллектив авторов, который вместе со мной возглавила профессор МПГУ имени Ленина Диляра Латышина. Учебник состоит из двух основных разделов. В первом мы постарались рассказать детям о самой сути ислама. Очень непросто было подобрать слова, которые объяснили бы школьнику суть духовного выбора человека. Ведь слишком упрощать тоже нельзя: дети, как лакмусовая бумажка, очень чутко реагируют на то, что слышат. Нашей задачей было показать им ислам в его истинном облике.

Второй раздел учебника - практический - рассказывает об особенностях жизни мусульман в России: о праздниках, обычаях, о том, как мы понимаем свои моральные обязанности в семье, как относимся к детям и родителям. Конечно, я не возьму на себя смелость утверждать, что всего за несколько месяцев мы проделали работу идеально. Наше пособие - тоже, своего рода, эксперимент, над которым еще предстоит работать. Лично меня в новом курсе очень волнует, в какой форме предмет будет преподаваться. Я считаю, что правильнее было бы сначала дать детям представление обо всех религиях.

Проблема в том, что новая дисциплина разделяет детей на группы по конфессиям. И, хотя у всех религий, конечно, много общего, многие положения разных верований противоречат друг другу. Как разобраться в этом детям в 12 лет? В столь юном возрасте еще рано думать о том, чем христианство отличается от ислама или иудаизма. Дети должны учиться принимать и любить друг друга, не задумываясь, к какой конфессии относится сосед по парте. Нам следует очень внимательно оценить результаты эксперимента и, прежде чем перейти к повсеместному преподаванию основ религии, еще раз серьезно задуматься обо всех возможных последствиях.

Андрей Глоцер, представитель главного раввина России по связям с общественными организациями и госструктурами:

- Авторы учебника по основам иудаизма взяли за основу книги притчи и рассказы мудрецов. Работа уже закончена - текст передан в издательство. Вместе со мной над учебником работали доктор исторических наук, президент Федерации еврейских организаций и общин Михаил Членов - именно его пособие по основам иудаизма для 11-го класса мы взяли за основу - и педагог Галина Миндрина. Из текста учебника дети узнают и об истории религии на территории нашей страны, и о ее традициях. По мере сил мы также постарались объяснить причины нравственного выбора верующего человека. Однако мы ни в коем случае не пытались сделать учебник миссионерским.

Нельзя забывать, что предназначена книга для детей 12-13 лет. То есть она должна быть не только информативной, но и доступной, легкой по содержанию. Мы решили передать духовное содержание религии через притчи, небольшие рассказы еврейских мудрецов. На мой взгляд, в притче, как в молоке матери, содержатся все питательные вещества для ребенка. Я до сих пор не уверен, что мы смогли в полной мере справиться с задачей и написать наилучший вариант учебника для нового предмета - слишком короткий срок был нам дан. Поскольку пока изучать историю иудаизма школьники будут в качестве эксперимента, рассчитываем в дальнейшем доработать учебник уже на основе практического опыта.

Между тем

Как рассказали корреспонденту "РГ" в управлении Буддистской традиционной сангхи в России, похвастаться успехами коллег из других конфессий последователи буддизма пока не могут - работа над книгой еще идет.

Образование