Объединительный съезд писателей России и Беларуси, состоявшийся в Минске незадолго до Нового года, породил немало надежд на возрождение и других творческих организаций. Почему бы, к примеру, нашим художникам не выступить с подобной инициативой? Ведь опыт в содружестве измеряется десятилетиями и в дореволюционную эпоху, и в советское время. Компетентное мнение на сей счет высказал почетный председатель Союза художников России, народный художник СССР, президент Международной конфедерации союзов художников, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства Валентин Сидоров:
- Такой разговор, думаю, обязательно состоится на секретариате Союза художников России. Будем обсуждать вопросы объединения. Это естественно, ведь творческие связи наши никогда не прекращались и не прекращаются. Создание общего Союза художников даст больше контактов, совместных выставок.
Забегать вперед не будем, но вряд ли стоит доказывать, что, опираясь на общее наследие и обогащаясь сегодняшним общением, российские и белорусские живописцы только выиграют. Опыта тут не занимать. Например, уже несколько лет проводятся совместные пленэры наших художников в Здравнево под Витебском, где помнят Репина, а также на Академической даче в Вышнем Волочке. Отсюда, от озера Мстино, до Удомли - рукой подать. Здешние края связаны памятью с великими именами - Венецианова, Левитана, Коровина, Корина, Грабаря... Здесь много лет в тиши первозданной природы прожил Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, чей день рождения ценители его полотен отметят в конце января.
Уроженец Могилевской губернии, он получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, стал членом известного "Товарищества передвижников". И по праву считался одним из лучших отечественных мастеров реалистического пейзажа, особо выделяя в своих полотнах памятные места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры. Так рождались серии пейзажей в Ясной Поляне, Пушкинских Горах, в Клину.
Огромную роль в творческих пристрастиях Бялыницкого-Бирули сыграл Исаак Левитан. Еще молодым человеком Витольд Каэтанович обратился к мэтру за советом. Тот одобрил его поиски и пожелал стремиться к более смелым обобщениям, более вдумчивому отбору деталей: яркими должны быть не краски, а тона. "Трогательна была любовь Левитана к нам, молодым художникам, - вспоминал позже Бялыницкий-Бируля. - Он горел энтузиазмом вдохновить нас и помочь".
В 1908 году молодой еще художник получает звание академика живописи. На следующий год новое признание - Бялыницкий-Бируля в Мюнхене на международной выставке удостоен золотой медали за картину "Час тишины".
Витольд Каэтанович умел слушать природу. Этот особый дар он переносил на полотна. И маститые коллеги достойно оценили талант живописца. "Я так привык освежаться душой перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы", - писал ему Илья Репин ровно сто лет назад, в январе 1910 года.
На высоком берегу озера Удомля художник в 1913-м построил свой дом-мастерскую "Чайка". Здесь он проработал более 40 лет, написав 200 картин. Тут родились его лучшие произведения - "Лед прошел", "Вечер юного мая", "Задумчивые дни осени". Его полотна приобретают Третьяковская галерея, Русский музей. Роскошная местная природа, окружающая его, вдохновляла художника. Но не меньше радости доставляли встречи в гостеприимном доме живописца, где собирались его коллеги, артисты, музыканты.
Здесь в начале ХХ века было небольшое поселение у станции Троица. А в 70-е годы благодаря строительству Калининской АЭС Удомля обрела статус города энергетиков-атомщиков. Одно не менялось десятилетиями: красота здешних мест, живописные берега озер Удомли, Песьво, Кезадра, так привлекающие художников-пейзажистов, часто выбирающих этот живописный уголок тверской земли для постоянного проживания.
В городе Удомля живут мои родственники Виктор и Тоня Максимовы. Я был у них в гостях, побывали и на даче - она на берегу Удомельского озера. "Малейшую возможность использую, чтобы съездить на "фазенду", - говорит Виктор. - Картошка, теплица, цветы - все это, конечно, обязательная программа. Но главное - полюбоваться удомельской красотой". Ходу до дачи от "ворот до ворот" - меньше пяти километров, для заезжего москвича - сюжет фантастический. Фантастично и то, что довелось там увидеть, оно стоит многих знаменитых полотен. Тут уж лучше помолчать и полюбоваться водной гладью. Лучше на закате.
Прожив большую часть жизни в России, СССР, Бялыницкий-Бируля не забывал и родные края. Вскоре после освобождения Беларуси от фашистской оккупации он приехал на Родину, написав здесь множество картин и этюдов. А потом его пригласили на Второй съезд художников Беларуси, где избрали почетным председателем республиканского союза. Художник тогда не сдержал чувств: "Я всегда всем сердцем с вами, мои дорогие земляки!" Кстати, на родине художника в Могилеве в 1982 году открыли его музей.
Но вновь его влекла неброская, немного печальная тверская земля. Сегодня его любимая "Чайка" - филиал Тверской областной картинной галереи. А когда еще был жив Витольд Каэтанович, здесь, на высоком берегу Удомельского озера, побывал студент Суриковского института Валентин Сидоров. Молодые художники, проходившие практику на Академической даче в Вышнем Волочке, решили навестить знаменитого "певца тишины", нарвав по дороге скромные букетики незабудок. Как вспоминает Валентин Михайлович, знаменитый художник тогда, в начале лета 1957 года, болел, его жена Елена Алексеевна поначалу не хотела пускать молодежь. Но потом, узнав, кто такие заявились навестить мэтра, смягчилась и разрешила войти в дом.
"Бялыницкий-Бируля лежал возле окна, за которым доцветала сирень и догорал день, - вспоминает Валентин Михайлович. - Глаза его были закрыты, он тяжело дышал. Елена Алексеевна поставил на стул возле него наши незабудки, поправила одеяло и негромко сказала: "Тебя тут молодые художники пришли навестить, слышишь?" Витольд Каэтанович медленно, с усилием открыл глаза, увидел нас, сделал попытку пошевелить рукой, потом какие-то чувства отразились на лице; в крупных впадинах глаз появились слезы, одна из них, ища себе путь в глубоких морщинах, долго дрожала, пока не упала крупной каплей... Умирал последний из той славной плеяды старых русских художников, для которых Тверской край был краем истинного вдохновения, умирал, унося с собой голоса своих товарищей".
В старом саду "Чайки" особняком от сирени рос куст роз. Его пересадил сюда Витольд Каэтанович из имения "Горка", где цветами любовался Левитан. Полвека назад Валентин Сидоров попросил у Елены Алексеевны разрешения взять саженцы того куста.
- И у меня до сих пор растут "левитановские розы", - с гордостью говорит Валентин Михайлович.
Мне кажется, сегодня слишком активно, навязчиво "агитировать" за создание Союза художников России и Беларуси не стоит. Разве не очевидна польза от объединения? Вряд ли найдутся люди из творческих союзов наших стран, возражающие против такого предложения. Уверен, "за" проголосуют и удивительные живописцы, всю долгую жизнь работающие в две кисти, - братья Алексей и Сергей Ткачевы, лауреаты престижной союзной премии. Наша газета не раз подробно рассказывала о встречах Ткачевых с молодыми российскими и белорусскими художниками на тверской земле, в Брянске, с участниками мастер-классов, организованных Постоянным Комитетом Союзного государства.
- С Беларусью у нас связано десять лет жизни, - говорят братья. - Учились в Минске, в Союз художников нас там приняли, участвовали в декадах белорусского искусства в Академии художеств.
Так что сама жизнь расставит необходимые акценты, определит, как лучше, полезнее общаться творческим натурам. Польза в итоге, не сомневаюсь, будет обоюдной.
И еще одно важное дополнение - для тех, кто интересуется пейзажами выдающегося белорусского и русского художника. В эти дни в Москве, в Галерее искусств "Даев-33", проходит выставка, посвященная Витольду Каэтановичу Бялыницкому-Бирули. На ней представлены 40 его работ из художественных галерей и частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, созданных в Подмосковье, Архангельске, Беларуси и, конечно, на озере Удомля. Выставка в Даевом переулке продлится до 1 марта.