В крае подведены итоги опроса родителей школьников, которым в качестве эксперимента предстоит изучать новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики".
Результаты выбора стали неожиданными как для чиновников минобразования, так и учителей. Декабрьские предпочтения существенно изменились по сравнению с данными, полученными в октябре по итогам родительских собраний. Почти в три раза выросло число пап и мам, выбравших для своих чад курсы основ православной культуры и основ исламской культуры. При этом основы светской этики и мировых религиозных культур "просели" соответственно в два и четыре раза.
Напомним, в августе прошлого года по поручению президента страны край был включен в число 19 субъектов РФ, в которых начинается эксперимент по духовно-нравственному воспитанию школьников.
- В течение сентября отчеты школ нами трижды возвращались для перепроверки данных. Это уже потом мы додумались собирать с мам и пап заявления: не все ходят на родительские собрания, а потом могут заявить, что их никто не спрашивал, - рассказала "РГ" министр образования края Алла Золотухина. - На самом деле, где-то эти данные собирали впопыхах, сентябрь очень тяжелый месяц в жизни школы. Поэтому октябрьские результаты отличаются от декабрьских, когда был опрошен каждый родитель. В конце года нужно было заказывать методические пособия, составлять учебные планы, комплектовать классы, поэтому мы решили еще раз уточнить мнения родителей. Оказалось, что некоторые изменили свой выбор. И это нормальное явление, оно стало результатом совместной работы родителей, педагогов и представителей духовенства. Ведь в конце года шел уже более предметный разговор о новом курсе, появилось реальное представление о нем. Не исключено, что к апрелю еще что-то отшлифуется, будут внесены какие-то коррективы. Это нормальный рабочий процесс.
На сегодняшний день получены письменные заявления от всех родителей, чьи дети вступают в эксперимент, какой именно из шести направлений нового курса они хотят изучать - "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Апробация эксперимента в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края будет проходить в четвертых классах в четвертой четверти текущего учебного года и в пятых классах в первой четверти 2010-2011 учебного года.
Для ведения нового курса Ставрополью требуется более одной тысячи учителей. Но отправить всех в Москву на курсы подготовки невозможно, поэтому обучать новых предметников будут 75 тьюторов, делегированных из районов и городов края. В настоящее время 50 из них уже "грызут гранит" новой науки в академии повышения квалификации. Следующие 25 отправятся на аналогичные курсы в начале февраля.
По мнению Аллы Золотухиной, в ближайшие дни в крае нужно начинать работу с родителями третьеклассников, которым предстоит изучать новый предмет через год. И тогда результаты опроса будут готовы уже в мае-июне, а не в сентябре, то есть предварительная подготовка должна завершиться до конца нынешнего учебного года.
- С введением курса "Основы религиозных культур и светской этики" ребята получат "нравственную прививку", которая позволит им противостоять пагубному влиянию улицы, даст силы достойно выдержать все жизненные трудности, - уверен архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
- Любовь к Отчизне начинается с веры, - считает имам города Ставрополя Расул Хаджи Ижаев. - Все мы жители единого государства, и новый курс, направленный на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, должен объединить народы в единое целое.
На сегодняшний день остается нерешенной финансовая сторона эксперимента. В нынешнем году в связи с продолжающимся кризисом на пять процентов сокращен фонд оплаты труда педагогов края. Конечно, не в ущерб основным предметам, а за счет дополнительных. Курс "Основы религиозных культур и светской этики" будет обязательным, а не факультативным. Из какого источника платить зарплату учителям - пока не ясно. Нет на этот счет и разъяснений Минобразования и науки РФ.
Василий Балдицын, заместитель председателя правительства Ставропольского края:
- Второй этап опроса родителей по выбору компонентов нового предмета действительно имеет оттенок сенсационности. Если первый обеспечивал стойкую победу светской этики, то во втором на первый план вышли основы православия. Причин тому несколько. Во-первых, на родительские собрания приходили далеко не все папы и мамы, а решения за весь класс принимали именно те, кто присутствовал. Во-вторых, в некоторых учебных учреждениях руководители принимали "мудрое" решение в пользу нейтральной светской этики, чтобы не разбивать класс "по религиозному признаку". В-третьих, в отдельных мононациональных селах директора школ в соответствии с численным перевесом учеников той или иной национальности выбирали "Основы православной культуры" или "Основы исламской культуры". А в смешанных классах детям из соображений простоты предлагалось остановиться на истории мировых религий. Все нарушения невозможно было отследить - протоколы родительских собраний оформлялись надлежащим образом. Но когда с мест начали поступать отчеты о стопроцентном выборе, стали возникать и подозрения, что опросом охвачены далеко не все. Поэтому было принято решение, что учителя должны обойти дома всех четвероклассников, побеседовать со всеми родителями и получить от них письменные заявления. При индивидуальном подходе картина поменялась достаточно кардинально. Это, на мой взгляд, свидетельствует и о том, что сначала родители не очень-то серьезно отнеслись к вводимому курсу.
По результатам опроса обозначилась проблема: ученики, пожелавшие изучать буддизм и иудейскую культуру, живут по одному в районе. К каждому из них по условиям эксперимента надо "приставить" по учителю, а также обеспечить учебными пособиями. К этому край пока не готов. Но и нарушать права учащихся мы не можем.
Остается нерешенным юридический казус: что делать школе, если у родителей разные воззрения на то, какой предмет должен изучать их ребенок. Мы столкнулись с этим явлением в селе Канглы. Как показывает последний опрос, дети, выбравшие светскую этику, проживают в семьях, где отец и мать относятся к разным вероисповеданиям. Такой выбор, видимо, сделан из соображений сохранения мира в семье.
Высказываются мнения, что вести новые религиозные предметы должны священники. Но все шесть компонентов курса - светские, культурологические. Поэтому вести уроки будут обычные учителя-гуманитарии. Да и не найдем мы в крае столько адептов какой-либо веры для преподавания. С другой стороны, в корне неприемлемо, если часы, связанные с религией, будут отданы атеистам.