В 2009 году в сфере торговли Екатеринбурга наблюдался любопытный парадокс. С одной стороны, несмотря на кризис и ограничение возможности кредитного финансирования со стороны банков, объем розничной торговли по сравнению с 2008 годом вырос на восемь процентов. Но в то же время оборот оптовой торговли в январе-ноябре 2009 года снизился более чем на 30 процентов.
Первая тенденция отчасти объясняется тем, что в Екатеринбурге массовый формат потребления сформирован многочисленными торговыми центрами. Транспортные компании, по данным городской администрации, "просели" на 40-45 процентов и лишились части автопарков, а склады и вовсе опустели наполовину, даже при уменьшении ставок арендной платы на 25-35 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Произошло это во многом потому, что компании, работающие в сегменте розницы, стремятся минимизировать промежуточные затраты - и спрос на услуги логистических, складских и транспортных компаний снижается.
В Екатеринбурге на сегодняшний день работает 384 оптовые компании. В 2009 году их количество уменьшилось на 11. Впрочем, некоторые оптовики нашли свои способы выжить и сделать свои предложения привлекательными для розницы. Одним из главных их секретов оказалась интеграция функций дистрибьютора и логиста. Директор по логистике оптовой компании Михаил Сартаков рассказывает, что пришлось перейти от крупного опта к среднему и мелкому, начав обслуживание розницы: сейчас комплектация товара производится в такой форме, что его можно сразу выкладывать на полку. Это связано с тем, что многие компании оптимизировали расходы, отказались от собственных складов - и такого рода заботы переложили на оптовика.
Сопутствующее направление развития - налаживание ритейлерами собственной логистической сети вместо коммерческого сотрудничества с независимыми логистическими и складскими центрами. Сергей Щетинин, начальник управления логистики уральского филиала федеральной ритейловой сети, отмечает, что сегодня транспортные предприятия города не отвечают требованиям компании в части состава автопарка и стоимости услуг доставки. Склады, находящиеся в аренде непосредственно у самого ритейлового оператора, тоже более эффективны, чем работа со сторонней организацией, - исключение могут составить разве что склады заморозки, где за счет одновременного обслуживания нескольких клиентов услуга может оказаться дешевле.
- На 95 процентов логистика у нас - собственная, - уточняет Сергей Щетитин, - в частности, еще и потому, что многие поставщики редко ездят в небольшие города области.
По статистике, приведенной коммерческим директором логистического парка в Верхней Пышме Александром Перфильевым, спрос на аренду складской недвижимости переместился из сегмента компаний, занимающихся логистикой, то есть хранением и доставкой товара, к оптовым организациям и ритейлерам. Доля дистрибьюторов в 2008 году составляла 20 процентов спроса, в 2009-м она увеличилась до 40 процентов. Доля ритейлеров изменилась с 30 до 40 процентов, а логистов - упала с 50 до 15. А непосредственные производители стали арендовать вдвое меньше складов, чем в прошлом году, - всего пять процентов.
Как отмечает эксперт, динамика спроса была следующей: в первом квартале 2009 года спрос на площади отсутствовал, увеличилось количество вакантных площадей, и одновременно от потенциальных клиентов, минимизирующих затраты, шли информационные запросы. Во втором квартале цены начали диктовать арендаторы; были заключены первые сделки. В третьем за счет отложенного спроса рынок активизировался, ряд арендаторов переехал на более качественные площади, помимо этого, произошла консолидация складских запасов фирм на одной площадке - вместо содержания нескольких складов. В конце года количество свободных площадей снизилось, обозначился умеренный спрос и положительная динамика рынка. Тем не менее ряд логистических центров имеет свободные площади в размере от 10 до 50 процентов от занимаемой территории.
Следует отметить, что основной объем предложения складской площади представляют собой помещения классов С и D (76 процентов), в то время как на качественные площади приходится только 24 процента - при том что основной их частью владеет один логистический оператор. И если был запланирован ввод качественных складских помещений площадью в один миллион квадратных метров, то сегодня заморожено 80 процентов этого строительства. Некоторые эксперты рынка уже прогнозируют острый дефицит складов через несколько лет. Тем не менее оптовики отмечают, что увеличение эффективности и автоматизация логистики и складского дела будут зависеть в первую очередь от введения высококлассных площадей, поскольку реализовать это в старых ангарах и перепрофилированных гаражах не представляется возможным.