28.01.2010 00:40
Власть

МВД: Милиции общественной безопасности в ее нынешнем виде после реформы не останется

Как избавить милицию от избыточных функций
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №17 (5096)
Читать на сайте RG.RU

Широкий резонанс вызвали слова сопредседателя Ассоциации юристов России Сергея Степашина о том, что вместо милиции появится полиция.

- Насколько я понимаю, милиции общественной безопасности больше не будет, это вопрос решенный, - сказал он. - Создание профессиональной полиции, по сути дела, а не милиции, - это правильно. Эти слова прозвучали на заседании президиума Ассоциации юристов России. Как позже объяснил Сергей Степашин, по сути, наша милиция является полицией, и было бы правильно называть ее именно так.

Не совсем корректный термин прижился у нас после революции. Более семидесяти лет он сохранялся по политическим причинам, теперь ошибочное название держится в силу привычки. Однако вопрос переименования все-таки пусть и интересный, но все-таки не самый важный. В первую очередь Сергей Степашин имел в виду другое: в соответствии с Указом президента РФ о реформе МВД финансирование милиции общественной безопасности передается на федеральный уровень.

Сейчас это является предметом совместного ведения федеральных и местных властей, а штатная численность определяется региональными и муниципальными органами власти. Для справки, в милицию общественной безопасности входят в том числе ГИБДД, участковые, патрульно-постовая служба.

Как подтверждают представители МВД, в этой связи можно говорить, что милиции общественной безопасности в ее нынешнем виде не останется: будут изменены подходы к штатному расписанию, материально-техническому обеспечению.

прямая речь

Павел Крашенинников, председатель АЮР:

- Как показал ход обсуждения, многие проблемы системы органов внутренних дел обусловлены прежде всего нечеткостью рамок функ ционирования этой системы, а также отсутствием действенных механизмов общественного контроля над деятельностью сотрудников милиции.

Выработанные нами предложения будут доложены председателю попечительского совета АЮР Д.А. Медведеву. Мы также намерены предложить подробную детализацию возможных мер по их реализации, ответственных органов и сроках исполнения. Бесконечные скандалы, связанные с преступлениями сотрудников МВД, это не только беда МВД, но всего юридического сообщества. Поэтому Ассоциация юристов России считает своим долгом принять участие не только в подготовке предложений по преодолению негативных явлений, но и принять самое активное участие в их реализации.

Сергей Степашин, сопредседатель АЮР, глава Счетной палаты РФ:

- Мы защищаем не только интересы юристов, мы защищаем интересы всего гражданского общества. МВД России, где работают сотни тысяч квалифицированных юристов, входит в зону нашей профессиональной и социальной ответственности. АЮР в силу особенностей способна обсуждать проблемы модернизации МВД без политизации, объективно, беспристрастно и деликатно.

Перемены в МВД нужны, как и в целом трансформации в обществе. Я хотел бы сформулировать несколько предложений.

Идея создания объединенного следственного комитета - вопрос не бесспорный, вопрос обсуждаемый, но вопрос, который, похоже, назрел. Еще одна проблема: отсутствие четких границ вмешательства МВД в экономику - иногда мало, иногда много. Не нужно смешивать борьбу с экономическими преступлениями с попытками, цитирую президента, кошмарить бизнес, и не только бизнес.

Необходимо инициировать общественное обсуждение такого деликатного вопроса, как денежное содержание сотрудников органов внутренних дел. Нет денег, чтобы содержать милиционера, давайте снимать задачи.

Александр Торшин, член президиума АЮР, первый вице-спикер Совета Федерации:

- Милиция не существует в изоляции ко всей правоохранительной системе, и ее реформирование должно осуществляться только в комплексе с реформированием всей правоохранительной системы страны в целом. Надо говорить о реформировании всего правоохранительного комплекса, который включает в себя в том числе и министерство юстиции, и ФСБ.

Полномочия МВД необходимо разграничить и составить комплекс ное понимание того, как МВД должно взаимодействовать с другими правоохранительными органами, чтобы в итоге у нас сформировался комплексный механизм противодействия преступности, который бы работал синхронно.

Регистрацию преступлений надо вообще вывести из правоохранительной системы - пусть этим занимается, к примеру, постоянно действующая депутатская комиссия на всех уровнях. Такой подход стал бы еще и формой эффективного контроля за деятельностью правоохранительных органов.

В рамках Ассоциации юристов России создана специальная комиссия по законодательству в сфере обороны, безопасности и совершенствованию правоохранительной деятельности. Эту комиссию я возглавляю, и в ближайшее время мы намерены обсудить вопрос о том, как эта государственная машина по противодействию противоправной деятельности должна работать.

Александр Буксман, член президиума АЮР, первый заместитель Генпрокурора РФ:

- Наверное, мы дошли до ситуации, когда нужно принимать решение о создании единого следственного комитета. Это нормальный шаг, к которому мы шли не один десяток лет. Эта тема серьезно и предметно обсуждалась еще в 1970-е годы.

В случае формирования единого следственного комитета встанет вопрос и о реформировании органов дознания. Сегодня примерно 40 процентов преступлений относится к категории небольшой и средней тяжести, то есть их можно было бы отнести к компетенции органов дознания, создав специальную службу. В этом случае следствие ушло бы в следственный комитет и функции МВД от принятых мер тоже не пострадали бы.

А медвытрезвители должны находиться в ведомстве органов здравоохранения, а не милиции. Такое решение было принято еще 17 лет назад, однако с тех пор оно катается из ведомства в ведомство и мин здравсоцразвития до сих пор упорствует в том, чтобы принять себе эти функции.

Я слышал, что правозащитные организации готовят календарь преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, где будет отмечено, где и сколько их произошло. Этому необходимо противопоставить календарь заслуг, мужества, случаев гибели милиционеров, выполнявших свой служебный долг, в сообщениях о том, как сотрудники правоохранительных органов работают с риском для жизни.

Рашид Нургалиев, член президиума АЮР, министр внутренних дел:

- Мы заинтересованы, чтобы наша статистика была объективной. В конце 1990-х была поставлены задача уйти от сокрытия преступлений. Необходимость выработки новых принципов оценки деятельности милиции была связана с тем, чтобы создать условия, исключающие повсеместно распространившуюся практику укрытия преступлений. Сейчас речь идет, во-первых, об учете мнения населения о качестве работы органов внутренних дел, во-вторых, о максимальном уходе от "валовых" показателей, создающих для конкретных сотрудников так называемую "палочную систему".

Владимир Плигин, член президиума АЮР, председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству:

- Очевидно, что МВД нужно реформировать. Это должно происходить постепенно, с огромным уважением к тем честным людям, на плечах которых лежит в настоящее время общественная безопасность. Вместе с тем я считаю абсолютно недопустимым происходящее ползучее разрастание государственного и особенно правоохранительного аппарата в Российской Федерации. Существующий количественный состав правоохранительной системы совершенно не допустим. Нужно самым внимательным образом проанализировать функции, возложенные законом на МВД. Большинство из них может осуществляться гражданскими структурами и даже частными компаниями. Российское общество больше не может содержать такой объем бюрократического аппарата. И оно не должно это делать.

Необходимо скорректировать компетенцию отдельных департаментов и направлений. Следует увеличить число участковых уполномоченных и оперативных сотрудников линейных отделов и сократить неспециальные административно-хозяйственные направления деятельности. Нужно освободить аппарат МВД от функций, которые могут выполнять иные, иногда даже негосударственные структуры. Например, от оказаний различного рода услуг населению, в т.ч. паспортно-визовых. В каждом субъекте РФ надо рассмотреть вопрос о достаточности сотрудников. У нас избыточное количество сотрудников на одних территориях и не хватает их на других. Естественно, в рамках сокращения числа сотрудников необходимо сохранить общий фонд заработной платы. Это позволит улучшить материальное положение оставшихся работников.

Самое главное - это профессионализация и оптимизация работы с упором на оперативно-следственную составляющую. Нужно организовать правовое воспитание рядовых сотрудников таким образом, чтобы они понимали, что защищают не абстрактное государство, а права и свободы конкретных людей, своих сограждан. Мы живем в государстве с равными формами собственности, и защищать частную собственность следует так же, как государственную.

Правоохранительная система