"Нравственная оседлость" человека (термин Дмитрия Лихачева), которая воспитывается знанием своей культуры и истории, должна стать результатом прорывного для Церкви решения в образовательной сфере - введения Основ православной культуры в школе.
Эти и другие проблемы активно обсуждались на заканчивающихся сегодня в Москве XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях "Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования".
Из предмета язвительных антиклерикальных репортажей про маргинальных тетушек в платочках за последние 20 лет Рождественские чтения превратились в такой мощный гуманитарный "бренд" и в такую престижную дискуссионную площадку, что на "круглые столы" на секциях собираются заместители министров, а на пленарные заседания приходят и сами министры. Приезжают многочисленные участники "с мест". Своими впечатлениями с читателями "РГ" делится бывший секретарь Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, а ныне священник Успенского храма в Лондоне, протоиерей Михаил Дудко:
- Тон Рождественским чтениям задало выступление Патриарха. В принципе и раньше оно было главным событием, но на этот раз речь Предстоятеля РПЦ была программной. По ней видно, насколько значимы для Церкви образовательные проблемы. Святейший в своей речи несколько раз подчеркнул, что достигнуты новые серьезные договоренности с государством в этой сфере, поскольку силами одной Церкви проблемы образования не решить. Самое кардинальное изменение, конечно, - это введение в школьные программы преподавания Основ православной культуры. Серьезность поддержки Церкви со стороны государства в этом вопросе подтвердили и министр образования Андрей Фурсенко, и мэр Москвы Юрий Лужков.
Ситуация наконец сдвинулась с "мертвой точки", позиции сошлись, а огромное количество родителей, желающих того, чтобы их дети изучали в школе этот предмет, получили такую возможность.
Беда подобных форумов обычно состоит в том, что все разговоры на них часто сводятся к декларациям. На этот раз на Рождественских чтениях почти не звучало деклараций, обсуждались проработанные, продуманные программы действий. Меня особенно впечатлила речь нового главы отдела катехизации епископа Зарайского Меркурия, он представил подробный анализ и внушительную программу действий в связи с введением в школах ОПК, которая включала в себя сертификацию учебников, вводила очень важные механизмы предотвращения профанации православной культуры.
Я считаю, лучше вообще не преподавать ее в школах, чем преподавать плохо. Позиция "Да как угодно, лишь бы влезть в программу" никому в Церкви, по-моему, несимпатична. Никто не хочет, чтобы, как в прошлые эпохи, люди из курсов церковной культуры выносили лишь разочарование в ней.
Много ожиданий связано с дорабатывающимся сегодня учебником, написанным дьяконом Андреем Кураевым.
Меня очень тронуло, что на чтениях были награждены грамотами Патриарха учителя общеобразовательных школ, приехавшие издалека. И сами награжденные были растроганы невероятно.
Может быть, в России это и не чувствуется, но когда ты приезжаешь из Англии, многое происходящее здесь выглядит прорывным и вдохновляющим.
А что-то, наоборот, смешным, в частности попытки видеть во всем происходящем наступление клерикализма. В Великобритании, например, много религиозных школ, они, как правило, выше по уровню школ обычных, и государство способствует наиболее полному изучению религии в школе. Здесь мы идем никак не вразрез с общемировой реальностью.
А мы, православные священники, служащие на Западе, можем поделиться опытом нашей миссии в школах, университетах, армиях, тюрьмах.