01.02.2010 00:50
Общество

Квота на иностранных работников в 2009 году оказалась использованной всего на 82 процента

Константин Ромодановский недосчитался мигрантов
Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Федеральный выпуск: №19 (5098)
Читать на сайте RG.RU

Опасения некоторых экспертов, что из-за кризиса рабочая сила из ближнего зарубежья неудержимо хлынет в Россию и подорвет наш рынок труда, не оправдались.

Даже заниженная в прошлом году квота на иностранных работников оказалась использованной всего на 82 процента. Иностранцам, приезжающим к нам в безвизовом режиме, было выдано 1,4 миллиона разрешений на работу - почти на треть меньше, чем в 2008 году. Такие цифры озвучил на коллегии Федеральной миграционной службы директор ведомства Константин Ромодановский.

Если посмотреть общую статистику пересечения границы, то и здесь - снижение показателей. В Россию в прошлом году прибыло около 13 миллионов иностранцев, что на 9 процентов меньше, чем годом раньше. Причем не все эти люди приезжали всерьез и надолго. Примерно треть находилась в России менее трех суток. На заработки, по оценкам ФМС, приехали примерно 4,5 миллиона иностранцев. Основной поток, как и в прежние годы, шел из Украины, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Молдавии. Большинство не получивших разрешение на работу гастарбайтеров трудились в частном секторе. С этой категорией "гостей" и предстоит в скором времени разобраться, то есть ввести их пребывание в России в законное русло. Одновременно, по словам Константина Ромодановского, в текущем году произойдет дальнейшее сокращение квот для безвизовиков. Но это, по его мнению, не должно повлечь резкого увеличения нелегальной миграции.

"РГ" уже сообщала о том, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, предложенный Федеральной миграционной службой, о патентах для иностранцев, работающих у физических лиц. По оценкам ФМС, возможностью легализоваться с помощью покупки патента воспользуются примерно 2 миллиона иностранных работников. Это люди, которые будут работать в России сверх установленной квоты.

Последнее обстоятельство сильно беспокоило профсоюзы, но сейчас и они готовы согласиться с тем, что патенты не изменят сложившийся расклад на рынке труда. А те, кто едет по квотам к работодателям-юрлицам, также вряд ли представляют реальную угрозу российским рабочим. Думать так есть несколько оснований.

Во-первых, большинство из них (более 60 процентов) едут уже к конкретному работодателю на конкретное рабочее место. Такой работодатель заблаговременно делает заявку в службу занятости о привлечении иностранной рабочей силы. И разрешение ему дают только в случае невостребованности этих рабочих мест гражданами России. Во-вторых, создан совет глав миграционных служб стран СНГ, с помощью которого, в частности, удается регулировать миграционные потоки. Имея в руках картину российского рынка труда, наши миграционщики сообщают коллегам, в какие регионы нежелательно направлять людей, поскольку там избыток рабочей силы, а в какие, наоборот, надо направлять. Как показал опыт прошлого года, такое сотрудничество оказалось успешным.

Третье обстоятельство связано с нашими согражданами. Данные Росстата свидетельствуют не просто о низкой мобильности российского населения, а о том, что она постоянно снижается. В январе-ноябре 2009 года (более свежих данных пока нет) число внутренних мигрантов, то есть тех, кто переехал на работу в другое место, уменьшилось по сравнению с тем же периодом 2008 года почти на 13 процентов (1557,4 тысячи человек против 1784,5 тысячи). Выходит, что экономический кризис не заставил большинство наших безработных сограждан сдвинуться с места в поисках работы. Хотя работа в стране есть. По словам Ромодановского, "если перераспределить внутри страны трудовые ресурсы, можно трудоустроить не менее 600 тысяч человек". И если эти вакансии так и останутся незаполненными, нужно ли удивляться, что рано или поздно туда придут иностранцы?

Есть в миграционной статистике цифры, которые определенно радуют. Несмотря на общее снижение мобильности населения сопредельных государств, в последние годы появилась явная тенденция роста замещения естественной убыли российского населения мигрантами. Этот рост прослеживается с 2003 года. Причем если в предыдущие годы мигранты замещали 30-40-70 процентов убывшего населения РФ, то в 2009 году шел бурный миграционный приток, и начиная с сентября статистика впервые за много лет начала показывать не убыль, а прирост населения. В октябре был побит своеобразный рекорд, когда прирост составил более 6 процентов. И по предварительным оценкам, годовой показатель численности населения будет с небольшим плюсом. Подчеркнем: речь идет о мигрантах, которые не просто приехали на заработки, а которые намерены постоянно жить в нашей стране.

По мнению главы ФМС, это говорит о том, что при всех нареканиях миграционная политика государства в основе своей правильная. Кстати, начал меняться имидж самой миграционной службы, которая до сих пор воспринималась исключительно как силовой орган. Но именно ФМС показала пример либерализма: не согласившись с предложениями субъектов по размеру квоты на РВП (разрешение на временное проживание), служба в прошлом году инициировала ее увеличение почти на 53 тысячи единиц. В итоге было выдано 200 345 разрешений, что отразилось на демографических показателях.

Миграция