Слияние крупнейших розничных сетей породило гиганта с 1015 торговыми филиалами по всей стране
Слияние торговых сетей Casas Bahia и Pao de Acucar вывело контролирующие их семьи Диниз и Кляйн в лидеры на рынке розничной торговли Бразилии. Но специалисты считают, что и у конкурентов остается немалое поле деятельности. Ожидается, что вскоре на рынках Бразилии появятся новые иностранные игроки.
Лучшего момента, чем сегодня, для розничной торговли в Бразилии и представить нельзя. Многочисленные слияния, произошедшие в 2009 году, достигли апогея, когда в декабре было объялено о сделке между группой компаний Pao de Acucar (контролирующей сети Ponto Frio и Extra Elektro) и Casas Bahia. Этот ход стал сюрпризом для остальных игроков рынка и выявил потенциал семей Диниз и Кляйн, которые, объединившись, создали мегакомпанию с 1015 магазинами по всей Бразилии и предполагаемыми продажами в 18,5 миллиарда бразильских реалов (10,6 миллиарда долларов).
В акционерной структуре новой компании группе Pao de Acucar будет принадлежать 51%, а Casas Bahia - 47,84% обычных акций (ONs) и 2,21% преференциальных (PNs), что в сумме дает семье Кляйн 49% голосующего капитала. В сделку не включены недвижимость, принадлежащая Casas Bahia, оцениваемая в 2 миллиарда реалов (1,15 миллиарда долларов), 75% мебельной фабрики Bartira (около 240 миллионов реалов, или 138 миллионов долларов), часть кредитной линии на сумму 1,067 миллиарда реалов (613 миллионов долларов), а также другие активы, оцениваемые в 200 миллионов реалов (115 миллионов долларов).
Слияния в розничном сегменте в наступившем 2010 году скорее всего будут активно продолжаться, но, несмотря на это, конкуренция в в этом сегменте не снизится. Профессор логистики и инфраструктуры фонда Жетулиу Варгаса (FGV) Фернанду Арбаши считает, что Бразилия стала одной из немногих стран, практически не пострадавших от кризиса.
По его словам, развитые государства все еще испытывают трудности с потребительским рынком, поэтому владельцы крупных розничных сетей, раньше относившиеся к Бразилии свысока, начинают рассматривать ее как новую возможность для инвестиций.
Очевидно, что Pao de Acucar и Casas Bahia предвидели такой вариант развития событий и решили действовать на опережение. Создание гиганта в любом сегменте рынка затруднит проникновение на него новых игроков, поскольку означает больший контроль над производителями, поставщиками, и во многих случаях - эксклюзивные права на продажу новинок.
Тем не менее координатор центра финансовых исследований школы администрирования предприятий FGV в Сан-Паулу Вильям Эид полагает, что слияние было вызвано не угрозой конкуренции извне, а серьезными возможностями экономического объединения. "Я думаю, что они дейстовали не против внешних конкурентов, а стремились к прибылям, получаемым путем синергии. Группе Pao de Acucar слияние дало доступ к рынку электробытовых приборов и прямой доступ к категориям покупателей C и D (малообеспеченные потребители). Для Casas Bahia оно открыло двери к новым технологиям менеджмента", - говорит эксперт. Таким образом, объединение обеспечило этим предприятиям лидерство в розничной торговле товарами длительного пользования.
Оба специалиста сходятся во мнении, что увеличение доходов при основании этой пирамиды станет главным фактором роста бразильской экономики на ближайшие годы.
Хорошие макроэкономические показатели, стабильный уровень безработицы, подконтрольная инфляция и, главное, предоставление кредитов покупателей из классов C и D должны увеличить потребление на внутреннем рынке. Для завершения экспансии розничная торговля должна проникнуть в сферу электронной торговли или интернет-магазинов. По оценкам экспертов, только оборот Casas Bahia.com составит в 2010 году 500 миллионов реалов (287,3 миллиона долларов).