03.02.2010 00:30
Власть

Неиспользованные средства на капремонт жилья отберут у пяти регионов

Фонд реформирования ЖКХ собирается "отзывать" средства, выделенные на капремонт жилья, у пяти регионов
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Столичный выпуск: №21 (5100)
Читать на сайте RG.RU

"Пять регионов страны срывают реформу ЖКХ", - такое громкое заявление сделал вчера глава Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин.

Они не выполнили условия предоставления денег на капремонт и переселение из ветхого жилья, и теперь от них требуют либо вернуть около 10 миллиардов рублей фонду, либо убрать квартплатные льготы. Дойдет ли дело до ареста счетов?

Архангельская область должна вынуть из своего распланированного бюджета 1,7 млрд рублей, Владимирская - 1,9, Вологодская - 1,4, Мурманская - 0,6 и Нижегородская - 4,3. Прецедентов по подобному изъятию средств еще не было. Вопрос предстоит решать правительству.

Напомним, регионы получали "пряник" (существенную федеральную финансовую поддержку) для проведения капремонта в многоквартирных домах. Но при этом должны были выполнить несколько жестких условий. Предстояло "снять" коммунальные предприятия с дотационной иглы, добиться, чтобы многоквартирными домами управляли сами собственники или частные управляющие компании, а жильцы вложили в ремонт часть своих средств. И еще одно - с нынешнего года предстояло перевести население на полную оплату жилья и коммуналки, а льготы гражданам заменить денежными компенсациями из бюджета.

Окончательная замена бюджетных дотаций отрасли за счет перевода потребителей на 100-процентные платежи (с одновременной монетизацией льгот и субсидий) должны были произойти с нынешнего 2010 года. Большинство территорий уложились в обозначенные сроки. При этом пять областей - Архангельская, Владимирская, Вологодская, Мурманская и Нижегородская - отложили монетизацию еще на год, сохранив предоставление льгот в виде пониженной квартплаты.

Именно эти решения и дали основания главе фонда заявить о том, что перечисленные регионы "фактически срывают реформу ЖКХ". Позиция фонда жесткая: если губернаторы "подписались", согласившись на предложенные условия, и деньги по программе получили, то ее надо выполнять безоговорочно. В противном случае - вернуть полученные суммы.

Кроме того, список из пяти нарушителей может вырасти. В частности, сейчас анализируются нормативные акты Ульяновской и Новгородской областей. Если в ходе проверок будут выявлены нарушения, подчеркивают в фонде, то этим субъектам РФ как минимум будет приостановлена финансовая поддержка.

от первого лица

Константин Цицин,

генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ:

- На капитальный ремонт и расселение аварийного жилья выделены огромные средства, которыми воспользовался 81 регион страны. В целом задачи реформы реализуются успешно. ЖКХ постепенно преобразуется в самодостаточную отрасль, миллионы россиян уже улучшили условия проживания. Кроме того, граждане наконец получили реальную возможность лично влиять на качество управления многоквартирным домом.

Как известно, средства на капремонт и расселение выделяются регионам только после выполнения условий реформирования отрасли, перечисленных в Федеральном законе N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Одно из таких условий - монетизация субсидий и льгот на жилищно-коммунальные услуги с 1 января 2010 года. Большинство субъектов РФ ответственно подошли к выполнению данного условия. Например, в Башкортостане льготы и субсидии на жилищно-коммунальные услуги были переведены в денежную форму еще в 2009 году.

Законодательные собрания пяти регионов приняли соответствующие нормативные акты и в результате получили средства из Фонда ЖКХ в 2009 году. Однако в канун 2010 года, уже после освоения полученных денег, эти регионы перенесли монетизацию на более поздний срок, вплоть до 1 января 2011 года. То есть фактически средства были потрачены, а условия их получения не выполнены.

В качестве оправдания такой "хитрости" региональные власти ссылаются на дефицитные бюджеты, в которых нет средств для перевода натуральных льгот в денежную форму. Однако игнорирование обязательств свидетельствует о том, что выполнение важной государственной программы в данных субъектах Федерации было спланировано плохо, формально. Ведь сроки монетизации льгот были установлены законом еще в 2007 году.

Невыполнение условий предоставления финансовой поддержки повлечет за собой возврат регионами средств обратно в фонд. Причем вернуть придется не только деньги, полученные в 2009 году, но и средства, выделенные региону за все время сотрудничества с фондом. При этом никакие заслуги региона - например, стопроцентное выполнение программ капитального ремонта и расселения аварийного жилья - учитываться не будут.

.

Внутренняя политика Регионы