Прошло чуть больше года президентства Барака Обамы. К числу бесспорных достижений новой администрации США эксперты единодушно относят "перезагрузку" американо-российских отношений. Процесс, конечно, еще в самом начале. Но стартовый шаг сторонами выбран значимый - если новый договор по СНВ будет не только подписан, но и синхронно ратифицирован в обеих странах, то "перезагрузка" получит дальнейшее развитие.
Но не следует думать, что процесс сам по себе наполнится содержанием.
И о дальнейшей повестке дня "перезагрузки" следует думать уже сегодня.
Полагаю, что старая администрация США слишком много времени тратила на "выяснение отношений" с нами по любому поводу. Этот курс оказался тупиковым - у нас сегодня удивительно слабые экономические связи и практически нет институтов, которые перевели бы сотрудничество с Вашингтоном на деловой "скучный" лад. Представляется, что уже хватит эмоций, которыми были окрашены обсуждения проблем в прошедшее десятилетие. Настоящее сотрудничество требует рационального подхода, обеспечиваемого, в частности, наличием размеренно работающих совместных институтов.
Надо сказать, что в "перезагрузке" и сегодня есть, если угодно, важное содержание. Я имею в виду определенное потепление наших отношений не только с Америкой, но и с Западом в целом. США, вопреки множеству скоропалительных утверждений, не настолько ослабли, чтобы потерять статус реального лидера этой сильнейшей группировки современного мира.
И поэтому Запад в целом будет относиться к нам во многом так, как относится к нам Америка.
Нормальные отношения с развитыми странами нам необходимы, если мы всерьез думаем о "модернизации". Беру в кавычки этот термин, полагая, что он недостаточно точен для обозначения того, что предстоит сделать. У нас нет нуждающихся в разрушении - то есть в модернизации - архаичных укладов, классов и слоев общества. Потому что Россия достаточно вестернизованная страна. И помимо совершенствования институтов и прочих мер, по старому говоря, в "надстройке", речь надо вести о технологическом переоснащении и структурных изменениях в "базисе", то есть в экономике. И нам не надо "грабить", как это бывает в классических случаях модернизаций, кого-либо - достаточно правильно использовать доходы от экспортной торговли сырьевыми и топливными продуктами. Иначе говоря, в догоняющей модернизации без кавычек нуждается прежде всего наша экономическая сфера.
Сегодня в изоляции от научно-технологических центров, от которых мы, к сожалению, несколько сместились, построить современную структуру экономики вряд ли возможно. И прежде чем ставить амбициозные цели стать одним из флагманов науки и техники, надо обзавестись последними по времени создания технологиями. Потому что высокий уровень собственных исследований и разработок требует соответствующей среды. В противном случае их проведение, как это было в эпоху последних советских пятилеток, бессмысленно: результаты окажутся на полке.
Советский Союз "прозевал" по крайней мере две революции - информационную и зеленую.
Поэтому нам следует воспользоваться потеплением отношений с Америкой, чтобы в разумной мере превратить нашу многоцелевую внешнюю политику и в ресурс "модернизации". Полагаю, что в установлении деловых отношений с потенциальными партнерами свою роль могут сыграть межпарламентские связи.
Совет Федерации осуществляет такие связи с парламентами многих стран.
В связи с "перезагрузкой" особое значение приобретает работающая уже не один год Рабочая группа "Совет Федерации - Сенат США". Во время визита 3-7 февраля в США мне предстоит встретиться с сопредседателем этой группы со стороны США - сенатором-демократом Беном Нельсоном. На повестке дня нашей встречи обсуждение механизма синхронной ратификации договора об СНВ. Кроме того, мы, очевидно, поговорим о дальнейших направлениях "перезагрузки", то есть о ее содержании. Планирую на ту же тему встретиться с Генри Киссинджером. Ожидаю практических выводов от переговоров с моим американским коллегой - специальным представителем президента США по Судану Скоттом Грейшоном. Новая администрация пересматривает свою политику в отношении Судана - любой тяжести санкции малоэффективны. Сегодня цели России и США в Судане сблизились. Речь идет об общих усилиях по укреплению мира в этой стране и предотвращению кровопролития. Во время визита намечена также встреча с раввином нью-йоркской синагоги Артуром Шнайером - главой фонда "Призыв совести". Фонд много делает для смягчения религиозных и этнических конфликтов.