03.02.2010 00:40
Экономика

В пригородных электричках возвращается прежний порядок взимания платы по зонам

Объявленное трехкратное подорожание тарифов на пригородный транспорт отменяется
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Столичный выпуск: №21 (5100) Российская газета - Федеральный выпуск: №22 (5101)
Читать на сайте RG.RU


 

Вчера представители правительства Москвы, Московской области и ОАО "РЖД" подписали протокол совместного решения, который ставит точку в скандале, разразившемся после почти трехкратного подорожания проезда на пригородных электричках.

Согласно документу в ближайшие дни, после внесения изменений в правительственные постановления, проезд из ближнего Подмосковья станет намного дешевле. Например, от станции Люберцы 1 до Выхино билет будет стоить не 42,5 рубля, а 16,5 рубля. То есть возвращается прежний порядок взимания платы по зонам. Днем раньше некоторые СМИ поспешили выдать желаемое за действительное, сообщив, что с 1 февраля на неделю - до окончательного решения вопроса - будут заморожены цены, установленные с 1 января. При этом ссылались на письмо первого заместителя мэра Москвы Юрия Росляка к руководству ОАО "РЖД", где предлагалось временно вернуться к прежней системе формирования стоимости проезда по зонам, не взимая плату за пересечение границы с Москвой.

Тем не менее вчера в железнодорожных кассах продавались билеты до ближайшего Подмосковья по 42,5 рубля. В пресс-службе Росляка объяснили это тем, что письмо не дошло до исполнителя-перевозчика. Но в РЖД сказали: письмо-то дошло, но цены изменятся после того, как будут внесены соответствующие изменения в правительственные документы Москвы и области. Судя по подписанному вчера протоколу, это должно произойти до 15 февраля. Напомним, как получилось, что тарифы на пригородный проезд разом подскочили втрое, что вызвало массовое недовольство пассажиров.

Правительство столицы утвердило свой тариф на 2010 год, объявив Москву одной большой зоной, по которой стоимость поездки увеличивается с 22 рублей до 26 рублей. Причем независимо от дальности поездки в черте города. Подмосковные власти, в свою очередь, тоже утвердили свой зонный тариф, подняв его с 14 рублей до 16,5 рубля. Если раньше пассажиры ездили по единым тарифным зонам, то теперь произошло разделение на московскую (с фиксированным тарифом) и подмосковную. И цена проезда из Москвы в область стала определяться "путем суммирования стоимости проезда по территории каждого из субъектов". Железнодорожникам это оказалось только на руку. В середине января в действие вступили новые правила установления тарифов в пригородных поездах, по которым при проезде из Московской области в Москву пассажир оплачивает как минимум 42,5 рубля: 16,5 руб. (стоимость проезда в пределах одной зоны по Московской области) + 26 руб. (стоимость проезда по Москве).

Жители ближнего Подмосковья взялись за голову: для них билет подскочил в цене в три раза. А, например, до Лобни он стал стоить 59 рублей. Прикиньте, сколько денег уйдет на дорогу, если человек ежедневно ездит оттуда на работу в столицу? Вместе с метро - не меньше 3,5 тысячи в месяц. Между прочим, примерно три миллиона человек регулярно пользуются подмосковными электричками. Для многих из них дорога на работу становилась не по карману. "Зайцев" заметно прибавилось: кто прыгает через железные вертушки, кто идет по рельсам в обход многочисленных контролеров. Посыпались жалобы во всевозможные инстанции.

Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" подало иск в Савеловский районный суд в защиту неопределенного круга потребителей против ОАО "РЖД". Третьим лицом по делу должно было выступать правительство Москвы. По мнению юристов-правозащитников, резкий рост цен на проезд в электричках экономически не обоснован. "В декабре "сезонка" на месяц стоила 980 рублей, а с 21 января уже 1865 рублей! Мыслимо ли такое подорожание!"

Теперь исковое заявление впору отзывать назад. Но правозащитники намерены оспорить в суде также законность действий железнодорожников относительно сроков введения новой тарифной ставки. Дело в том, что в постановлении правительства Москвы (N 31-ПП от 19 января 2010 года) черным по белому написано, что новый тариф на железнодорожные перевозки пассажиров в размере 26 рублей вводится в действие с 1 февраля. Но на Московской железной дороге он уже действует целый месяц. Выходит, весь январь с пассажиров незаконно взимали лишние деньги? Окончательное решение - за судом.

Вчера вечером ОАО "РЖД" распространило пресс-релиз, в котором говорится, что в соответствии с подписанным протоколом на Московской железной дороге будет обеспечен единовременный технологический ввод в действие зонного принципа тарификации при проезде из Москвы в Московскую область и обратно. В ночь с 5 на 6 февраля пройдут работы "по перепрограммированию билетопечатающей техники".

Общественный транспорт