Сегодня "Российская газета" публикует Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении Федеральных перечней учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в российских школах, а также сами перечни в полном объеме.
Списки учебников, по которым нужно учить детей в школе, минобрнауки утверждает ежегодно на год вперед. Так, нынешние перечни действительны на 2010-2011 учебный год. Пятый год учебники попадают в списки только после прохождения экспертизы, которую проводит специальная комиссия из экспертов Российской академии наук, Российской академии образования и других научных организаций.
Всего списков учебной литературы, прошедшей авторитетную экспертизу и получившей министерские грифы, четыре. Первые два - книги, рекомендованные и допущенные к использованию в обычных школах, и еще два - для ребят, которые учатся в коррекционных образовательных учреждениях.
Из года в год родители школьников, а зачастую и сами педагоги задаются вопросом, какой гриф лучше - "рекомендовано" или "допущено"? На самом деле все учебники, включенные в перечни, имеют равные права. Разница лишь в том, что министерство допускает учебник в школы, если он новый и проходит экспертизу впервые. А гриф "рекомендовано" - для тех, кто проходит повторную проверку.
На 2010-2011 учебный год школам предлагается 1470 учебников. Для сравнения: в прошлогоднем списке перечислены 1303 книги, а в позапрошлом - 1101 учебник. Тенденция к увеличению очевидна. Многих педагогов это пугает.
Такой большой выбор - как сориентироваться? Но эксперты уверены: лучше, когда выбор все-таки есть.
Так, по мнению Александра Кондакова, гендиректора издательства "Просвещение" - одного из основных, выпускающих учебную литературу, и учитель, и ученик должны иметь право выбора. Главное, чтобы учебник соответствовал Федеральному государственному образовательному стандарту.
Михаил Рыжаков,
директор Института содержания и методов обучения РАО:
- Раньше у нас были учебники по одному на каждый курс, фактически один на весь предмет. И такая книга выдерживала по 15-20 изданий. Сегодня ситуация другая. Появилось огромное число вариативных учебников. На рынке учебной литературы в стране сегодня больше 95 издательств. Но тех, чья литература вошла в федеральный перечень в качестве учебника, осталось около 40. Хотя два года назад их было почти сто.
Татьяна Ткач,
учитель информатики, г. Тамбов:
- Замечательно, что у учителя есть право выбора. Но мне кажется, изобилие учебников вызвано скорее коммерческим подходом, чем желанием расширить возможности школьного учителя или представить ученикам многогранность предмета. Стоимость учебника достаточно высока - от 80 до 350 рублей. Часто к ним прилагаются дополнительные материалы. Поиск и покупка учебников - проблема для родителей. Бывает и так, что книги приходится покупать ради всего пары тем.
Елена Галкина,
учитель русского языка и литературы, г. Санкт-Петербург:
- С 2010-2011 учебных годов мы входим в эксперимент по внедрению образовательных стандартов нового поколения. По каким учебникам работать в этих новых условиях? В новом перечне представлены все известные авторские коллективы, в том числе и те, по которым я работаю на протяжении многих лет и в которых уверена. Хочется поскорее изучить учебник русского языка Чураковой. Я на литературе работаю с книгой этого автора, а вот "Русский язык" для меня - новинка.