Ты в мире не один. Если ты помнишь о Боге - с тобой всегда Отец, который и "взыщет и помилует".
"Здравствуйте, Мария! У меня беда - полгода назад машина прямо на переходе сбила единственную дочку, на моих руках остался ее восьмилетний сын, Мишка. Всегда такой ласковый, веселый, он очень изменился после дочкиной смерти. Замкнулся: то дерзит, то срывается - не плачет, а истерики закатывает. Тут я на днях его отругала - за то, что говорит, будто уроки учит, а сам за компьютером сидит, так он пообещал, что вообще из дому убежит... Думала в храм его сводить, он бы поспокойней стал, да он ни в какую! Каникулы были, так он их все проспал, даже к ребятам не ходил гулять... Что ж мне делать?"
Ольга Егоровна.
Брошенное зерно прорастет
Здравствуйте, Ольга Егоровна! Ольга Егоровна, думаю, во-первых, вам самой надо успокоиться. У вас есть внук, у вас есть цель жизни - поставить его на ноги. Женщина, движимая любовью к ребенку, способна на невероятные подвиги. А во-вторых, вам надо обязательно прочитать статьи архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна о воспитании детей. В них сочетается глубокое понимание души ребенка и большой такт по отношению к нам, взрослым.
Ребенок, вплотную столкнувшийся со смертью, всегда протестует против нее. Она кажется ему ужасающей несправедливостью. Даже больше - нарушением миропорядка. И ребенок, у которого вдруг однажды в день смерти отца или матери земля разверзлась под ногами, должен обязательно получить новую опору в жизни. Твердую опору.
Вера - вот то единственное, что способно примирить нас, и взрослых, и детей, со смертью. Более того, история знает много примеров, когда верующие дети, лишившись одного, а то и сразу двух родителей, не просто выживали, но и вырастали порядочными, настоящими людьми. Были среди них и святые. Потом они вспоминали, что в этот период своего сиротства отчетливо ощущали над собой покров, который охранял их от многих бед. Душа ребенка способна почувствовать это. Но стоит ли ребенка, в котором вера еще не пробудилась, заставлять идти в храм?
Вот что об этом пишет архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: "Нельзя заставлять. Нельзя лишать ребенка Богоданного права выбора - ведь Сам Бог дает нам его. Мы не можем навязывать детям нашу религиозность, ...мы не можем заставить их жить по христианским заповедям, потому что тогда мы или вызовем в детской душе протест, противление всему, или же реакцию приспособления - он станет это делать для нас. И тогда мы убьем в нем живое, искреннее желание веры. Когда мы начинаем заставлять ребенка или когда начинается откровенная покупка: "Сходи в храм, и тогда за это ты получишь следующее", то ребенок, может быть, и пойдет, но в результате мы вырастим циника. Человека ни горячего, ни холодного, а так называемого теплохладного, который и плохому не противится, и хорошее не поддержит. Можно раз или два раза под давлением привести ребенка в церковь, заставить его молиться, но в конечном итоге такое насилие приведет к раздвоенности. Подросток, реагируя на наше давление, и вовсе озлобится, и не только на родителей, но и на то, что ему пытаются навязать. Есть только один способ - надо помочь ребенку своим духовным опытом. Тут ведь вопрос другого качества отношений: хочешь, чтобы ребенок вернулся в храм, - молись за это".
Простые истины
Ольга Егоровна, один святой спросил мальчика, у которого умерла мама, почему он перестал гулять с ребятами и старается побольше спать. "Потому что только во сне я могу встретить ее, побыть с ней вместе", - ответил тот. "Не только, - сказал святой, - ты можешь прийти в храм и помолиться за маму. И это тоже будет ваша встреча". Такая первая молитва - за умершего отца, маму, близкого - может стать первым религиозным опытом.
Следующий этап владыка Иоанн называет "прививанием религиозного восприятия жизни". "Задумайтесь, - пишет владыка, - почему мы все - и верующие, и неверующие - так помним наших религиозных бабушек. Казалось бы, они говорили очень простые, банальные истины: "Смотри, тебя вчера звали в храм, а ты не пошел, бегал, а ведь коленку и нос себе разбил". А мы их потому помним, что эти очень простые истины начинали формировать наш религиозный опыт, причем опыт не какой-то мистический, оторванный от реальной жизни, а наоборот, самым непосредственным образом с ней связанный. Такое видение мира формируется с детства, и сколько бы потом человек ни прочел книг, как бы потом ни пытались трансформировать его взгляды, он пронесет эту истину, сформулированную бабушкой в такой наглядной форме, через всю жизнь. Потому что в душе ребенок поймет: "Да, бабушка права, надо было для Бога что-то сделать, какое-то усилие, пойти в храм, а я поленился, и вот результат". А потом эти "простые истины" начнут складываться в убежденность, и это будет способствовать развитию того религиозного чувства, которое есть в душе у каждого, а эта убежденность станет тем стержнем, вокруг которого будет выстраиваться весь последующий религиозный опыт".
Молящийся - не боится
Ребенка, отмечает владыка, легко научить молиться. Обычно дети молятся очень искренно, часто истово - ими движет чувство незащищенности. "Ребенок молится, когда ищет покровительства. Ребенку понятно, когда ему объясняют, что Бог любит нас всегда, но особую любовь Он являет тому, кто сам свою любовь дарует Ему". Так возникает понимание, что ты в мире не один, что, если ты помнишь о Боге, сиротства как такового нет, потому что с тобой всегда Отец. Кстати, по наблюдениям христианских психологов, дети, имеющие навык в молитве, гораздо реже страдают от возрастных фобий.
Ольга Егоровна, думаю, ваш внук уже знаком со знаменитой трилогией Толкиена "Властелин колец". Почитайте вместе с Мишей биографию этого гениального писателя-христианина, и он станет вам особенно близок. А еще английская литература подарила нам "Оливера Твиста" и "Дэвида Копперфилда" - книги, которые научат вашего внука стойкости и пониманию людей. Сам Диккенс хоть и не был сиротой, но хлебнул горя с лихвой - разорение отца, которого упекли в долговую тюрьму, нищета, детский труд на фабрике по производству ваксы... Или, например, Сельма Лагерлеф, ее перу принадлежит не только чудесная сказка "Удивительное путешествие Нильса", но и сборник новелл "Легенды о Христе". Девочкой будущая писательница, первая женщина - лауреат Нобелевской премии в области литературы, долго лежала парализованной...
Детские годы многих великих людей были отнюдь не безоблачны. Но, как написала та же Сельма Лагерлеф, главное, чтобы после произошедшей трагедии мир не "захлопнулся перед нами", чтобы не возникло безнадежное ощущение всесилия зла.
"Язык общения с ребенком, - пишет архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, - это язык любви, а любовь долготерпит. Когда матери трудно, когда кажется, что понимание утеряно, надо подумать, насколько важно то, что мы закладываем в души наших детей. ...Я часто вспоминаю письмо одной девочки, которая болела раком и медленно умирала. Она написала маме такие слова: "Мама, ты научила меня всему, но ты не научила меня умирать". И я хочу, чтобы мы задумались: откуда у десятилетней девочки такая глубина чувств и мысли. Дет ская душа еще очень чиста, она восприимчива к Богу, она близка к Нему. Не случайно Христос говорил "...если... не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". Думаю, что тот, кто научит человека помнить о смерти, тот научит его жить... Не знаю, можно ли научить умирать, можем ли мы научить жить, но знаю главное - мы должны научить ребенка двум вещам - любви и милосердию. И когда мы приводим ребенка в храм, когда он видит там образ Богородицы с Младенцем, когда он ставит свечку за бабушку, когда мы говорим с ним о предательстве, о жертвенной любви, о смерти, принятой Христом за всех нас, вот тогда мы и учим ребенка любить и сострадать. Мы учим его жить".
Уважаемые читатели!
Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Если вы хотите, чтобы письмо было передано непосредственно Марии, мы сделаем это.
Адрес: Москва, 125993, ул. Правды, д. 24, редакция "Российской газеты".
Адрес электронной почты Марии Городовой: