Кунгурский роддом, единственный на округу с населением 190 тысяч человек, остался без лицензии, и с первого февраля больше не имеет права принимать рожениц. Даже в экстренных случаях.
Кунгурский роддом расположен в красивейшем купеческом особняке конца позапрошлого века. На фасаде - изысканная лепнина, внутри - стрельчатые своды и стены метром в толщину. Это памятник архитектуры, охраняемый государством. Как говорят здешние медики, кунгурский роддом остался едва ли не единственным в крае, который до сих пор - вот уже 60 лет - ютится в приспособленном помещении. Для роддомов в других крупных городах региона давно построили собственные помещения, без лепнины, но с необходимыми площадями палат и операционных.
- Может быть, у нас и бедненько, но чистенько, - защищается Тамара Холмогорова, заведующая родовым отделением. - Все предписания, какие могли, выполнили: осенью пожарные сказали заменить деревянную лестницу на бетонную - заменили. А кадры у нас есть, и медикаменты, и препараты крови есть, и оборудование - вот недоношенного младенца в кювезе выхаживаем…
- У нас нет специализированных помещений для персонала: ординаторская есть, а сестринской нет, посты медсестер в коридоре стоят, - рассказывает Сергей Золотарев, главный врач родильного дома. - И специалисты Роспотребнадзора, отказав выдавать нам очередную лицензию, сами признали: хоть что тут сделай, но соответствовать нормативам это здание все равно не будет. К примеру, перед каждой палатой должен быть специальный шлюз с бактерицидными лампами, отделяющий коридор от самой палаты матери и ребенка. Но мы находимся в памятнике архитектуры - здесь ничего нельзя перестраивать!
Старому роддому, где в год появлялись около 1300 младенцев, уже запретили принимать рожениц. А новый перинатальный центр должен открыться только в конце нынешнего года. Не менее восьми месяцев роженицам из закрепленных за этим роддомом пяти районных центров с населением 100 тысяч человек некому будет помочь.
В краевом минздраве решили, что проблема решается просто: всех женщин отправлять в соседние города и села: в Суксун, в Орду, в Кишерть, в Березовку, женщин с возможными проблемными родами направлять в Пермь, почти за 100 километров. Это называется "распределение потоков". Тем не менее, руководство кунгурского роддома вынуждено было за две недели своей "незаконной" деятельности нарушить предписание уже 30 раз.
- Вчера сельская "скорая" привозит нам женщину - у нее это уже восьмые роды, гигантский плод - родила девочку весом 4,5 килограмма! - рассказывает Ирина Кокшарова. - Ее привезли к нам с сильными схватками - и что, мы должны ее оправить в Орду, куда два часа ехать? А если начнется кровотечение - у женщины ведь на лице не написано, что роды пройдут без осложнений - в Орде не справятся! Там нет ни препаратов крови, ни специалистов…
Все "незаконно" принятые 30 родов - экстренные. Беременную привозят в роддом в семь утра - в 7.15 она уже счастливая мамочка. Если бы врачи неукоснительно выполняли предписание, закрыв роддом на замок, у них было бы уже пять смертей - потеряли бы или мать, или ребенка. Пока трагедий не произошло, но серьезные неприятности уже есть.
- Из Калинино в Орду везли роженицу - за 70 километров - не довезли, - приводит примеры начмед. - Родила в машине, в итоге - и у матери, и у младенца пневмония. На улице минус 30 градусов, а врачи со "скорой" говорят, что у них в машинах минус 20, печки не работают! При этом если в холодной машине родится недоношенный ребенок, его практически невозможно будет спасти.
Новый суперсовременный перинатальный центр начали строить в декабре 2006 года, завершить стройку должны были еще в конце 2008 года. Зная об обязательствах краевой власти и о предстоящих претензиях Роспотребнадзора, руководство старого роддома могло и вовсе не беспокоиться: переезд в межрайонный перинатальный центр должен был произойти еще с действующей лицензией. Но неразбериха с "сырой" проектной документацией и фактическое прекращение финансирования стройки в 2009 году привело к срыву всех сроков. Отдельные блоки нового перинатального центра были готовы к отделочным работам в начале нынешней зимы, но из-за отсутствия отопления все работы встали, в уже отремонтированных блоках от холодов стала осыпаться свежая штукатурка.
Цена медленного строительства слишком высока: оставшись на восемь месяцев без какого-то ни было родильного дома, сотни женщин будут рисковать своими жизнями, десятки могут потерять новорожденных детей.
Между тем
Волевым решением краевого министра здравоохранения можно было оформить лицензию на временную деятельность родильного дома, на восемь месяцев - до начала работы перинатального центра. Но министерство здравоохранения отказалось взять на себя ответственность. Поэтому с первого февраля 2010 года Кунгурский роддом, несмотря на энтузиазм медиков, закрыт на замок. Все экстренные роды будут принимать в еще более неприспособленных помещениях районной больницы, где нет родильного отделения. Новорожденные дети, которым потребуется реанимация, окажутся в одном месте со взрослыми, больными людьми. Врачи прогнозируют в течение нескольких недель вспышку больничной инфекции.