04.02.2010 00:40
Экономика

До конца февраля правительство планирует утвердить программы развития первых четырех моногородов

Первые четыре программы развития моногородов правительство утвердит в феврале
Текст:  Марина Грицюк
Российская газета - Федеральный выпуск: №22 (5101)
Читать на сайте RG.RU

До конца месяца правительство России планирует утвердить программы развития первых четырех моногородов. При этом власти не исключают, что для их жителей могут быть созданы дополнительные условия для переезда в другую местность, если на малой родине после закрытия или реконструкции головного предприятия не найдется работы.

Об этом заявил на совещании, посвященном проблемам рынка труда, вице-премьер Александр Жуков. Правда, он пока не уточнил, о каких именно городах идет речь. Но, возможно, речь идет в том числе о Байкальске, Тольятти, Пикалево. "Я думаю, что в феврале пойдут уже на комиссию по модернизации первые четыре программы по развитию моногородов", - сказал вице-премьер.

Он, кстати, добавил, что в перспективе, до 2012 года, в моногородах может быть высвобождено до 50 процентов неэффективных работников градообразующих предприятий. Это связано с предстоящей модернизацией компаний. Заводы, устаревшие настолько, что реконструировать их невозможно, скорее всего будут закрыты. Кстати, в настоящее время под угрозой сокращения находятся почти сто тысяч жителей моногородов (62 тысячи с градообразующих предприятий и 30 тысяч - с системообразующих). Всего по стране предполагаются к увольнению 480 тысяч человек.

Напомним, что правительство решило "взяться" за моногорода, больше всего пострадавшие от кризиса, еще в прошлом году. Таковых насчиталось 27 (а всего их в России более 300). Тогда же регионам и муниципалитетам было поручено разработать программы социально-экономического развития, в которых должно быть учтено, что изменится на градообразующем предприятии, будет оно закрыто или модернизировано, какие дополнительные направления бизнеса должны быть открыты в городе и сколько новых рабочих мест, временных и постоянных, может быть создано, из каких источников будет пополняться бюджет муниципального образования - в общем, много факторов, которые должны снизить долю головного предприятия в экономике территории и вывести ее из зависимости от этого самого предприятия. И вот первые четыре программы уже на подходе.

Правда, заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев, по сути курирующий эту работу, отметил низкий уровень многих программ, предоставляемых муниципальными властями на рассмотрение рабочей группы. Во-первых, по его словам, составленные программы развития городов зачастую не скоординированы с планами реализации крупных инвестпроектов. Во-вторых, они в основном составлены до 2015 года, а что будет дальше, почему-то мало кто задумывается. В-третьих, главы указывают необоснованные источники привлечения средств на развитие своих городов. Кроме того, практически никто не провел маркетинговых исследований, которые показали бы, насколько востребованы и конкурентоспособны будут товары и услуги, которые они планируют производить или оказывать, правильное ли направление для диверсификации и развития города они избрали.

Но и это еще не весь список претензий к авторам проектов. Юрий Осинцев пожаловался и на то, что предложенные планы по развитию малого и среднего бизнеса на территориях носят преимущественно декларативный характер. Планы обучения безработных и находящихся под угрозой увольнения не скоординированы с планами создания рабочих мест, модернизацией и диверсификацией производства. Главы городов не могут спрогнозировать по годам, как будут пополняться их бюджеты по мере реализации программы.

"Низкий уровень квалификации муниципальных властей - большая проблема, - считает Юрий Осинцев. - В связи с этим мы разрабатываем программу обучающих семинаров для глав муниципальных образований и их заместителей, которая начнет работать уже в этом году".

Пока же минрегион рекомендует главам моногородов плотнее сотрудничать при составлении программ развития с собственниками и менеджментом градообразующих предприятий. "Они лучше ориентируются в бизнесе, лучше знают кадровый потенциал, понимают, кто будет высвобожден и какие новые рабочие места можно создать", - сказал замминистра.

Александр Жуков с ним согласился, акцентировав внимание на том, что все программы должны быть внятными и в них должно быть предусмотрено, как и за счет чего будет жить город в случае возникновения кризисных явлений и на градообразующем предприятии.

Что касается безработицы, вице-премьер отметил, проблемы пока остаются. Сейчас общая безработица - 6,2 миллиона человек (8,2 процента экономически активного населения), регистрируемая - 2 миллиона 156 тысяч. Бороться с этим явлением в этом году, как и в прошлом, будут посредством антикризисных программ занятости, на которые в федеральном бюджете этого года предусмотрено 36,3 миллиарда рублей. Одним из наиболее востребованных направлений стало открытие собственного дела, на что службы занятости выделяли безработным по 58 800 рублей. Воспользовались возможностью 127,6 тысячи человек. Бюджет вложил в них 7,5 миллиарда рублей. "В 2009 году в России появилось в пять раз больше рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства, чем в докризисный период. В частности, жители Южного федерального округа создали более 30 тысяч собственных малых предприятий, а жители Приволжского федерального округа - более 40 тысяч", - сказал вице-премьер.

Как подчеркнула в своем докладе глава минздравсоцразвития Татьяна Голикова, поддержка самозанятости остается приоритетом и в 2010 году. В связи с этим она попросила одобрения Александра Жукова на подготовку поправок в Налоговый кодекс, чтобы сумма 58 800 рублей не облагалась подоходным налогом, как это делается сейчас. И одобрение было получено. "Это давно надо было сделать. Мы даем людям по 58 тысяч рублей на открытие своего дела и семь из них тут же вычитаем в виде налогов. Как-то это нелогично. Пишите в ближайшее время поправку в закон, вносите. Я думаю, что это будет поддержано депутатами", - сказал вице-премьер.

Промышленность